Сергей Ещенко

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией проблем учетной политики и финансов ОАО НИИ "Стройэкономика"
Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, аудитор


Аудиториум на тему «Особенности формирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции с учетом новшеств с 18 июля 2022» прошел 13.09.2022. В ходе мероприятия Сергей Анатольевич Ещенко рассказал о порядке регулирования цен на строительные товары и ответил на вопросы участников. Основные вопросы с аудиториума представлены в данном материале.

Вопрос 1: Действует ли 10%-е ограничение оптовой надбавки при реализации организацией строительных материалов магазину розничной торговли, занимающемуся их продажей физлицам?

Ответ: Да, действует при условии, что указанные материалы предназначены для строительства либо для производства стройматериалов и включены в перечень N 447. Это обусловлено тем, что реализация товаров розничному магазину не признается розничной торговлей, на которую регулирование цен согласно постановлению N 69 не распространяется. Под розничной торговлей в данном случае понимается вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров физлицам для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. У оптовой организации, которая продает стройматериалы не физлицам, а юрлицу (розничному магазину), предельная максимальная оптовая надбавка к отпускным ценам, сформированным производителями или импортерами в соответствии с установленными ограничениями, не должна превышать 10% (независимо от количества участвующих посредников) (п. 1 постановления N 447, подп. 1.4 постановления N 69, подп. 1.21 ст. 1 Закона N 128-З).

Вопрос 2: Генподрядчик продает субподрядчику купленные у производителя строительные материалы, которые предназначены для выполнения работ на объекте. Материалы поименованы в перечне N 447. Действует ли ограничение цен при реализации субподрядчику указанных материалов?

Ответ: В данном случае генподрядчик осуществляет перепродажу стройматериалов, выступая, по сути, в роли торговой организации. В такой ситуации предельная надбавка на стройматериалы не должна превышать 10% от отпускной цены производителя. При этом производитель должен был сформировать цену с учетом предельного норматива рентабельности в размере 15% к плановой себестоимости производства и реализации товаров (без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места применения) (абз. 4 подп. 1.1, подп. 1.4 постановления N 69). Если же производитель сформировал отпускную цену с учетом норматива рентабельности в размере 20%, то генподрядчик не вправе применить к его цене оптовую надбавку.

Вопрос 3: Вправе ли оптовая организация включить в цену строительных материалов, реализуемых по регулируемым ценам, стоимость связанных с приобретением товара транспортных услуг производителя, а также сумму транспортных расходов по доставке товара покупателю?

Ответ: В цену реализации стройматериалов у оптовой организации могут закладываться ее транспортные расходы на доставку товара покупателю, а также транспортные расходы на приобретение товаров у производителя, если они не были включены в отпускную цену производителя (п. 5 Инструкции N 69).

Вопрос 4: Подрядчик производит строительные материалы, которые использует для выполнения работ собственными силами на объекте строительства. Материалы поименованы в перечне N 447. Нужно ли соблюдать предельный норматив рентабельности при производстве указанных стройматериалов?

Ответ: Да, нужно. Для производителей стройматериалов, выполняющих функцию подрядчика, предельный максимальный норматив рентабельности на производимые стройматериалы, которые используются ими при выполнении строительных работ, не должен превышать 20% к плановой себестоимости производства (без учета расходов, связанных с их транспортировкой до места применения). При этом данные ограничения не распространяются на застройщиков, осуществляющих строительство хозяйственным способом (подп. 1.2 постановления N 69).

Вопрос 5: Нужно ли субъектам хозяйствования подтверждать экономическими расчетами уровень отпускных цен и сумму транспортных расходов при реализации предназначенных для строительства материалов, включенных в перечень N 447?

Ответ: Да нужно, за исключением юрлиц и индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено не составлять экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен (п. 8 Инструкции N 69, подп. 2.1-1 Указа N 72).

Вопрос 6: Распространяется ли регулирование цен на стройматериалы, включенные в перечень N 447, если они используются для выполнения текущего ремонта помещений?

Ответ: Да, распространяется. Текущий ремонт объекта представляет собой совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий. В рамках применения норм постановления N 447 и постановления N 69 текущий ремонт объекта относится к строительству, соответственно, по используемым для текущего ремонта стройматериалам применяются установленные ограничения (абз. 41, 44 ч. 1 п. 1 ст. 1 Закона N 300-З; п. 1 постановления N 69; п. 1 постановления N 447).

Вопрос 7: Организация-импортер несет затраты на обязательную сертификацию ввозимых стройматериалов. Материалы включены в перечень N 447 и предназначены для строительства объектов. Может ли организация при оптовой продаже указанных стройматериалов включить в отпускную цену расходы на их сертификацию?

Ответ: Да, может. Экономически подтвержденные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований для осуществления реализации товара, при установлении цен на стройматериалы могут суммироваться с ценой их приобретения. При этом надбавки на данные затраты не начисляются (п. 6 Инструкции N 69).

Вопрос 8: Организация оптом реализует песок, щебень (коды 08.12.11, 8.12.12.300 по ОКРБ 007-2012). В договоре с покупателем указана цель приобретения «для производства ритуальных изделий (надгробий и памятников)». Действует ли в данном случае ограничение предельной оптовой надбавки на реализуемые песок и щебень?

Ответ: Поскольку реализуемые организацией песок и щебень не предполагается использовать в строительстве или при производстве материалов для строительства, установленные постановлением N 69 ограничения рентабельности и надбавок на данное сырье не применяются (п. 1 постановления N 69).

Вопрос 9: Оптовая организация приобрела у производителя стройматериалы до 18.07.2022. Указанные материалы включены в перечень N 447 и предназначены для строительства объектов. Действует ли ограничение предельной оптовой надбавки при реализации указанных стройматериалов после 18.07.2022?

Ответ: Да, действует. При реализации стройматериалов с 18.07.2022 организация должна обеспечить соблюдение по ним предельного уровня оптовой надбавки в размере 10%. При этом надбавка по материалам, приобретенным до 18.07.2022, рассчитывается к отпускной цене производителя без подтверждения уровня рентабельности (надбавки) в ценах (подп. 1.4 постановления N 69, абз. 4 п. 4 письма N 04-3-02/11501).

Вопрос 10: Физлицо для строительства индивидуального жилого дома покупает предусмотренные в перечне N 447 стройматериалы с использованием средств семейного капитала. Действуют ли установленные постановлением N 69 ограничения цен на эти стройматериалы?

Ответ: Поскольку физлицо приобретает стройматериалы для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, в данном случае речь идет о розничной торговле. Соответственно, регулирование цен согласно постановлению N 69 на такие товары не распространяется. Источник финансирования при этом роли не играет (п. 1 постановления N 69, подп. 1.21 ст. 1 Закона N 128-З).

Вопрос 11: Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение порядка регулирования и ограничений цен на стройматериалы?

Ответ: Нарушение должностным лицом юрлица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40  базовых величин (ч. 1 ст. 13.2 КоАП).

Нарушение установленных уполномоченными госорганами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юрлицо — в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 13.2 КоАП).

Реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется госрегулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юрлицо в размере до 10% стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (ч. 3 ст. 13.2 КоАП).

Вопрос 12: Организация на основании договора подряда по индивидуальному заказу изготавливает для физлиц сборные строительные металлоконструкции (код 25.11.10 по ОКРБ 007-2012). Действует ли предусмотренное постановлением № 69 ограничение цен при реализации данной продукции?

Ответ: В данном случае регулирование цен не распространяется, поскольку такую реализацию можно рассматривать как розничную торговлю. Постановление № 69 не применяется при розничной торговле, под которой понимается вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров физлицам для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью  (п. 1 постановления N 69, подп. 1.21 ст. 1 Закона N 128-З).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex