Тема реструктуризации в связи с кризисными явлениями в экономике разных стран в последние годы приобретает повышенную актуальность. Неподдельный интерес к ней проявляется со стороны неплатежеспособных организаций, предпринимателей, их объединений, государственных структур, занимающихся тактикой и стратегией экономического развития конкретных предприятий, отраслей и государства.

К слову, по данным Белстата, количество убыточных организаций в январе — октябре 2020 г. по сравнению с таким же периодом прошлого увеличилось с 920 до 1167 (на 26,8%). Чистая прибыль организаций на 1 ноября составила 4 млрд 393,9 млн руб., что на 58,8% меньше аналогичного прошлогоднего показателя.

В 2020 г., по данным Белстата, удельный вес убыточных организаций увеличился с 14,7% до 16,4%.

Четкое представление о реструктуризации поможет повысить интерес и у инвесторов (отечественных и зарубежных). Пока же «…убыток от инвестиционной и финансовой деятельности составил 8 млрд 155,9 млн руб. против прибыли в 919,5 млн руб. за аналогичный прошлогодний период».

На первый взгляд (или самое общее мнение филистера), реструктуризация представляет собой некий процесс, связанный с какими-либо затруднениями в деятельности чего-либо и предстоящими изменениями структуры этого субъекта для достижения определенных целей.

Но точка зрения более подготовленного человека, а тем более квалифицированного специалиста на реструктуризацию будет более глубокой и разнообразной, потому что реструктуризация встречается в разных сферах общественных отношений: финансовой, организационной, управленческой, имущественной, финансовой, технической, социальной и иных.

В различных источниках мы встретим такие словосочетания, как реструктуризация долга, кредита или задолженности, реструктуризация предприятия или бизнеса, превентивная реструктуризация и др.

Соответственно дефиниции этих понятий различные и правовое их регулирование неодинаково.

Так, реструктуризация долга «…(англ. debt rescheduling)» в словарном представлении — «пересмотр (продление) сроков кредитов для облегчения положения заемщика, который испытывает трудности с платежами (иногда изменяются и другие условия кредитов)…».

А реструктуризация предприятий — это комплекс мероприятий по организационной, управленческой, имущественной, финансовой и технической адаптации предприятия к условиям экономики, а также по изменению номенклатуры выпускаемой продукции в целях повышения эффективности производства. И в этой дефиниции как минимум не учтены операционная деятельность предприятия, системы маркетинга, сбыта и управления персоналом.

Даже к приведенным словарным дефинициям возникает ряд вопросов. Например, почему по отношению к предприятиям реструктуризация — целый комплекс мероприятий, а по отношению к долгу — это только пересмотр сроков? Но ведь долг конкретного лица, не только юридического, тоже может представлять собой не всегда единый и целостный комплекс связей, а наоборот, набор разнообразных отношений, которые и нужно привести в какую-то систему, для того чтобы с ней можно было более эффективно работать, успешно воздействовать на нее с помощью легальных экономических и правовых механизмов.

Поэтому и НПА в нашей стране по этим вопросам также различны, говорить об их комплексном или универсальном характере еще не приходится, но необходимо это делать в будущем.

Например, в 2005 г. была утверждена межведомственная Инструкция по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы», где реструктуризация — программа, которая спланирована и контролируется руководством организации и существенно изменяет объем и (или) способ ведения деятельности организации (абз. 9 п. 5).

Нетрудно заметить повторяющийся характер этого определения в разных государствах из международных стандартов: «…реструктуризация — программа, планируемая и контролируемая руководством, которая существенно изменяет:

(a) масштабы деятельности, осуществляемой организацией; либо

(b) способы ведения этой деятельности».

Возможно, по отношению к условным обязательствам и условным активам такие подходы еще сохраняют актуальность. Но этого нельзя сказать применительно к обязательствам и активам конкретных организаций.

В Законе N 2020-XII реструктуризация только упоминается в контексте задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и (или) местные бюджеты и по кредитам, выданным банками (ч. 9 ст. 3). Казалось бы, именно в таких НПА и нужно регулировать особенности реструктуризации хозяйственных обществах. Но увы.

В Законе N 415-З реструктуризации отведено место в абз. 40 ст. 1 и определяется она как «…изменение, рационализация производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер хозяйственной (экономической) деятельности должника в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурентоспособности». С учетом национального и международного опыта применения законодательства о несостоятельности признаем, что цели для Закона N 415-З здесь обозначены явно завышенные и оторванные от реальности. В рамках конкретного дела о банкротстве нужно бы поставить такие цели для реструктуризации, как снижение уровня несостоятельности, восстановление платежеспособности, погашение задолженности перед кредиторами.

«Осторожно» используется термин «реструктуризация» и в ч. 1 ст. 17 Закона N 415-З в смысле правовой возможности, а не обязанности руководителя организации, собственника имущества, учредителей и участников юрлица, ИП и госорганов. То есть все эти лица, имеющие давать обязательные указания должнику, в том числе и доведшие его до состояния неплатежеспособности, только могут «…содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности» (абз. 5 ч. 2 ст. 17 Закона N 415-З).

А еще эти лица также «могут» «принимать меры по «…погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (абз. 9 ч. 2 ст. 17 Закона N 415-З).

Странно, но все эти лица одновременно «…в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства)» (ч. 1 ст. 17 Закона N 415-З).

Есть и еще одна особенность Закона N 415-З в отношении реструктуризации: здесь не раскрываются механизмы ее реализации. Причины, скорее всего, те же, что и в предыдущем примере. Исключение сделано только для банков, где, казалось бы, имеются сильные правовые подразделения, службы безопасности и т.п. Тем не менее Закон N 415-З указывает на примерный перечень мер по реструктуризации активов банка:

— улучшение качества кредитования, включая замену неликвидных активов ликвидными;

— приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающих их исполнение;

— сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга и содержание банка;

— продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций банком (ч. 1 ст. 176).

И также такой же перечень по реструктуризации и пассивов банка:

— увеличение нормативного капитала банка;

— снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

— увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов (ч. 2 ст. 176 Закона N 415-З).

Отметим, что число обанкротившихся банков в Республике Беларусь за последнее 30 лет исчисляется единицами, а иных должников — тысячами.

Нельзя не упомянуть, что подобные правовые нормы появились в Законе N 415-З по инициативе Нацбанка Республики Беларусь. Следовательно, от республиканских органов государственного управления многое зависит в деле предупреждения банкротства.

Других существенных норм о реструктуризации в Законе N 415-З нет. На наш взгляд, в настоящее время есть острая необходимость о включении в Закон N 415-З правовых положений о превентивной реструктуризации в качестве предупреждения банкротства с ликвидацией, о которой мы будем говорить отдельно, тем более что другие государства такой путь уже апробировали или начинают это делать. «Основное внимание в современном законодательстве о несостоятельности и практике реструктуризации долга предприятий больше не акцентируется на ликвидации, особенно неплатежеспособных организаций, а уделяется перестройке финансовой и организационной структуры должников, испытывающих финансовые затруднения, с тем чтобы предоставить возможность по восстановлению и продолжению их бизнеса. Выбор между процедурой ликвидации и реорганизации основан на следующих финансовых расчетах: стоимость бизнеса в случае его продажи с торгов или введение реорганизации, когда предприятие не приостанавливает/прекращает свою деятельность, выше, чем стоимость суммы его частей, если активы предприятия должны продаваться по отдельности. Введение реабилитационных процедур (в терминах законодательства о банкротстве Европейского союза — реорганизации) является более эффективным, чем ликвидация».

В Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» начиная с 2015 г. используется реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве только к гражданину, в том числе к ИП, в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами.

Кроме того, в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации:

— обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

— содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий.

Отметим, что правовые нормы здесь императивные.

В нашей стране также действует Положение о реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга (далее — Положение).

В соответствии с Положением реструктуризация задолженности — погашение задолженности хозяйственного общества по платежам в бюджет, задолженности организации-кредитополучателя по кредитным договорам при отсутствии у них возможности погасить такую задолженность (абз. 6 п. 2). Скажем откровенно, что такая дефиниция реструктуризации никому и ничем не помогает и не смогла бы помочь, если бы не было последующих п. 3 — 8 Положения.

Представляет интерес опыт других государств по правовому регулированию реструктуризации.

Информации об активном использовании реструктуризации, об опыте ее применения, ошибках и положительных результатах в Республике Беларусь крайне не хватает.

К сожалению, и правовых научных публикаций по вопросам реструктуризации явно недостаточно. За последние три-четыре года можно встретить научные публикации только небольшого количества авторов.

А спрос на них, надо понимать, велик. Поэтому государству и частным структурам пора задуматься о поощрении научных исследований по таким острым проблемам, как реструктуризация, инвестирование, несостоятельность, санация.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex