Наталья Кондратенко

начальник главного управления налогообложения организаций
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


07.12.2022 при поддержке ООО «ЮрСпектр» МНС провело мероприятие «Круглый стол» на тему «Ресурсные налоги — 2022, арендная плата за землю».
Наталья Олеговна Кондратенко рассказала о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость, земельного и экологического налогов, а также арендной платы за землю в 2022 г. и о предстоящих изменениях с 01.01.2023. Также лектор ответила на вопросы участников.

1. Налог на недвижимость

Лектор рассказала о планируемых изменениях в исчислении налога на недвижимость для организаций с 01.01.2023, а также напомнила о порядке исчисления налога в 2022 г. В частности, она напомнила о том, что в общем случае у организаций налоговая база налога на недвижимость равна (п. 1 ст. 229 НК):

— остаточной стоимости на 1 января календарного года капстроений (зданий, сооружений), их частей, учитываемых в бухучете (в Книге при УСН) в составе основных средств и доходных вложений в материальные активы;

— стоимости на 1 января календарного года в бухучете (Книге при УСН) иных капстроений (зданий, сооружений), их частей.

Если объект налогообложения отсутствовал у организации на 1 января календарного года, то налоговая база равна его остаточной стоимости или стоимости в учете на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором он возник, приобретен или организация признана плательщиком налога в отношении него (ч. 2 п. 4 ст. 232 НК).

Порядок определения налоговой базы по арендованным (взятым в иное пользование) у физлиц, в том числе ИП, объектам налогообложения иной. Организация исчисляет налог на недвижимость исходя из наибольшей стоимости такого объекта. Она должна сравнить стоимость объекта, указанную в договоре аренды (иного пользования), и стоимость его оценки, которая определена на 1 января текущего года (п. 2 ст. 229 НК):

— БРТИ (оценочная стоимость);

— аттестованным оценщиком (рыночная стоимость);

— в порядке, установленном ч. 2 — 4 п. 3 ст. 229 НК (расчетная стоимость).

Если у организации отсутствуют сведения об оценочной, рыночной и договорной стоимостях арендуемого (взятого в пользование) объекта, то налоговая база равна его расчетной стоимости. Организация определяет ее исходя из (ч. 2 п. 3 ст. 229 НК):

— расчетной стоимости 1 кв. м типового капстроения (здания, сооружения) и общей площади (для машино-мест — площади) объекта налогообложения;

— расчетной стоимости 1 м типового капстроения (здания, сооружения) и протяженности сооружения, у которого отсутствует площадь.

В приложении 31 к НК установлены размеры расчетной стоимости 1 кв. м (1 м) типового капстроения (здания, сооружения) на 01.01.2022 (ч. 3 п. 3 ст. 229 НК).

Например, если в договоре аренды указана стоимость объекта больше, чем его расчетная стоимость, определенная в порядке, установленном ч. 2 — 4 п. 3 ст. 229 НК, то налоговая база равна договорной стоимости объекта. Если же расчетная стоимость объекта больше, чем договорная, то, соответственно, налоговая база — это расчетная стоимость.

Затем лектор ответила на вопросы слушателей. Предлагаем ознакомиться с ответами на наиболее интересные из них.

Вопрос 1: Организация арендовала по договору у физлица одну комнату в двухкомнатной квартире на время командировки своего работника. В договоре указана общая площадь квартиры, площади коридора, кухни, двух комнат и указано, что сдается в аренду одна комната определенной площади. Стоимость квартиры или комнаты не указана. Организация должна исчислить налог на недвижимость исходя из площади арендованной комнаты или площади всей квартиры?

Ответ: В данном случае организация должна исчислить налог на недвижимость исходя из площади комнаты, арендуемой у физлица (абз. 3 п. 1 ст. 226, подп. 1.3 ст. 227 НК).

Вопрос 2: Дзержинский райсовет решением от 15.07.2022 N 257 внес дополнения в решение от 13.09.2019 N 72 «О ставках налога на недвижимость и земельного налога». Был расширен перечень организаций, которые не применяют повышающие коэффициенты 2,0 к ставкам земельного налога и налога на недвижимость. В решении N 257 нет пункта о том, что оно вступает в силу с 01.01.2022, оно вступило в силу после его официального опубликования. С какого периода организация, входящая в этот перечень, должна применить коэффициент 1,0 при расчете налогов: с 01.10.2022 или с 01.01.2023?

Ответ: НК установлена общая норма, что решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость и земельного налога, принятые в соответствии с п. 2 ст. 230 и п. 10 ст. 241 НК, применяются при исчислении этих налогов с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. Если ставка налога на недвижимость или земельного налога решением местного Совета депутатов уменьшается, то она применяется при исчислении налога с 1 января года, в котором такое решение принято, только при условии, что это прямо предусмотрено в нем (ч. 1, 2 п. 3 ст. 232, ч. 1, 2 п. 2 ст. 243 НК).

Поскольку в этом решении нет оговорки, что оно вступает силу с 01.01.2022, то организация сможет не применять повышающие коэффициенты 2,0 к ставкам налога на недвижимость и земельного налога только с 01.01.2023.

Вот, например, решением Минского городского Совета депутатов от 22.07.2022 N 401 были внесены изменения в решение от 21.12.2016 N 255: для некоторых организаций снижены до 1,0 коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога. Решение N 401 вступило в силу после официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 3 решения N 401). Поэтому такие организации должны были пересчитать налоги и подать уточненные налоговые декларации по ним.

Следует отметить, что коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога могут применяться только с 1 января:

— либо текущего года, если это прямо указано в решении, — в случае уменьшения этих коэффициентов (ч. 2 п. 3 ст. 232, ч. 2 п. 2 ст. 243 НК);

— либо года, следующего за годом принятия решения (ч. 1 п. 3 ст. 232, ч. 1 п. 2 ст. 243 НК).

Пример

Если в решении местного Совета депутатов написано, что оно вступает в силу с 01.04.2022, то налоговый орган не примет во внимание коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога, установленные таким решением, при исчислении этих налогов в 2022 г. Они должны применяться с 01.01.2023.

Вопрос 3: Подлежит ли у юрлица налогообложению открытая асфальтобетонная площадка (20 кв. м), взятая в аренду у ИП?

Ответ: Организация уплачивает налог на недвижимость по объекту, арендованному у физлица, в том числе ИП, если физлицо-арендодатель тоже было плательщиком налога по данному объекту (ч. 7 письма МНС от 07.02.2013 N 2-2-13/303, подп. 1.3, 4.4 ст. 227 НК).

Обратите внимание!
У организаций не признаются объектами обложения налогом на недвижимость капстроения, классифицируемые как сооружения и не учитываемые в соответствии с законодательством в бухучете (в Книге при УСН) в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы. Арендованная у ИП площадка относится к группе основных средств «Сооружения» и учитывается организацией в составе арендованных основных средств (в бухучете — на счете 001, в Книге при УСН — в разделе V). Поэтому у организации-арендатора арендованная у ИП площадка не облагается налогом на недвижимость (подп. 2.3 ст. 227 НК,  п. 13 Инструкции N 26, ч. 1 п. 79 Инструкции N 50, ч. 1 п. 10 Инструкции N 4/1/1/1).

Вопрос 4: Организации на праве собственности принадлежит квартира. В ней на основании решения руководителя (без заключения договора найма) проживает работник организации. Правомерно ли в данной ситуации применить льготу по подп. 1.1 ст. 228 НК?

Ответ: Правомерно, если организация сможет подтвердить факт проживания физлица в квартире на каждую отчетную дату. Подтверждающими документами могут быть письменный приказ руководителя, документы об оплате коммунальных услуг, представленные таким физлицом.

Вопрос 5: Вправе ли организация применить годовую ставку налога на недвижимость 0,4% в отношении возведенных после 01.01.2019 капстроений в течение третьего года с даты приемки таких капстроений в эксплуатацию, если ранее организация не воспользовалась правом применить ставку 0,2% по этим объектам?

Ответ: Применение пониженных годовых ставок налога на недвижимость (0,4% — 0,8%) — это право организации. Она может применить ставку 0,4% при исчислении налога в отношении возведенного после 01.01.2019 капстроения в течение третьего года с даты его приемки в эксплуатацию, даже если ранее она не применила при расчете ставку 0,2% (п. 5 ст. 230 НК).

Вопрос 6: Объект недвижимости является историко-культурной ценностью (имеет паспорт), но он не содержится в перечне таких ценностей, утвержденных постановлением Совмина от 22.12.2012 N 1194. Можно ли организации применить льготу по подп. 1.9 ст. 228 НК?

Ответ: Если объекта недвижимости нет в перечне историко-культурных ценностей, который утвержден постановлением Совмина от 22.12.2012 N 1194, то организация не вправе применить льготу в виде освобождения от налога на недвижимость по такому объекту (подп. 1.9 ст. 228 НК).

2. Земельный налог

Наталья Олеговна сообщила об основных изменениях в земельном налоге, которые планируются с 01.01.2023:

— ежегодный пересчет налоговой базы — кадастровой стоимости земельных участков по видам их функционального использования;

— индексация ставок налога, установленных в белорусских рублях;

— индексация предельных значений кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которых устанавливается налоговая база;

— корректировка в перечне земельных участков, которые освобождаются от уплаты налога.

Кроме того, она напомнила, что в 2023 г. при расчете земельного налога за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, к ставке будет применяться увеличивающий коэффициент 3. Сведения о таких земельных участках в МНС будет представлять в установленный срок Национальное кадастровое агентство.

Большое внимание лектор уделила изменениям в администрировании земельного налога. В частности, было отмечено, что с 01.01.2023 планируется переход на префайлинг: предварительное заполнение декларации по земельному налогу налоговыми органами на основании имеющейся информации о земельных участках. Предусматриваются перечень сведений, которые организации обязаны подать налоговым органам, и перечень сведений, которые плательщики вправе подать. Декларация будет заполняться по итогам налогового периода. Вводится уплата земельного налога авансовыми платежами и по итогам календарного года. Также был оговорен порядок взаимодействия организаций и налоговых органов.

Далее Наталья Олеговна ответила на вопросы участников. Приводим наиболее интересные из них.

Вопрос 1: Организация с августа 2020 г. по июль 2021 г. применяла льготу по земельному налогу по подп. 1.30 ст. 239 НК по земельному участку, на котором находится возведенное капстроение. С августа 2021 г. земельный налог исчислялся с понижающим коэффициентом 0,2 к ставке. В июле 2022 г. истек двухлетний период с даты приемки капстроения в эксплуатацию. С октября 2022 г. организация вправе исчислять налог по ставке с коэффициентом 0,4.

Как исчисляется земельный налог за III квартал 2022 г.? Как в таком случае нужно было заполнить декларацию по земельному налогу за 2022 г. по сроку 20.02.2022?

Ответ: С 01.01.2022 земельный налог корректируется поквартально, а не помесячно. По НК понижающие коэффициенты к ставке налога применяются в течение 12 месяцев. В 2022 г. получается, что 12 месяцев могут истечь в середине квартала. Тогда понижающий коэффициент по факту применяется больше 12 месяцев. Поскольку 2022 г. — переходный год, то организация вправе исчислять земельный налог с понижающим коэффициентом 0,2 не 12, а 14 месяцев. Далее порядок применения таких коэффициентов выровняется (ч. 1 п. 12 ст. 241, ч. 3 п. 14 ст. 243 НК).

Налоговая декларация по земельному налогу за 2022 г. в таком случае заполняется двумя строчками:

— за I — III кварталы отражается расчет земельного налога по ставке с понижающим коэффициентом 0,2;

— за IV квартал — расчет налога с понижающим коэффициентом 0,4.

Вопрос 2: Сохранится ли в 2023 г. ставка земельного налога 1,5% за земельные участки, на которых находятся торговые объекты?

Ответ: Продление повышенной ставки земельного налога 1,5% по земельным участкам, на которых расположены торговые центры и торговые объекты, входящие в торговую сеть, на 2023 г. не планируется. Со следующего года по таким земельным участкам будет применяться ставка 0,7% (п. 1 ст. 241 НК, приложение 6 к НК).

Вопрос 3: