Часто члены команды уходят из компании, потому что эмоциональное напряжение в коллективе становится невыносимым.
Бизнес же теряет ключевых сотрудников и прибыль.
Лидия Зелендинова, бизнес-психолог, бизнес-коуч команд ICF, гештальт-консультант рассказала о неочевидных причинах эмоционального выгорания сотрудников.
1. Несоответствие человека функциям, которые он выполняет
Сотрудник прекрасно чувствует себя за рутинной работой без общения с клиентами, но его должность предполагает много коммуникации. Постоянный стресс и неудовлетворенность приводят к некачественному выполнению обязанностей и эмоциональному выгоранию. Менеджер по продажам может бессознательно «сливать» сделки по причине того, что он не на своем месте.
Пример: Во время звонков один менеджер часто не доводил сделку до логического завершения, с трудом работал с возражениями, и никто не мог понять причину. Периодически проводились тренинги, были заготовлены скрипты. Одним из способов решения был перевод менеджера в продажи в переписках, но и это не решило проблему.
Менеджер осознавал, что ему хотелось работать в этом коллективе, а единственной открытой вакансией была должность “менеджер по продажам”. Но он испытывает стресс при общении с новыми незнакомыми людьми. Таким образом, было принято решение перевести его на другую должность и начать поиск нового менеджера по новым критериям.
Если в крупных компаниях вопросами качественного подбора персонала занимаются отдельные сотрудники, то что делать малому бизнесу?
Начните с открытого диалога, наблюдения и четкого оглашения списка обязанностей. Иногда для решения проблемы достаточно сделать анализ текущих ресурсов и работать с ними по-новому.
2. Связи, которые формируются внутри компании
Попадая в отдел, сотрудник становится частью системы, которая на него влияет. И каждый участник этой системы влияет на другого. Случайно брошенная фраза, додумывание за другого, отсутствие понимания, как общается и воспринимает информацию коллега – это может стать причиной скрытых конфликтов, которые также влияют на эмоциональный фон в коллективе.
Пример: В общем чате команды один из ключевых сотрудников обратился к коллегам с неоднозначным замечанием. Предположил, что его мнение учтут. Каждый член команды понял посыл по-своему. Просьба оказалась неудовлетворенной. Сотрудник подумал, что его игнорируют. Через 2 недели уже открытый конфликт вспыхнул и перед членами других отделов.
Часто и в жизни мы принимаем на свой счет действия или бездействие других людей. Сильные эмоции могут помешать выйти на конструктивный диалог и решить вопрос быстро и эффективно.
3. Хронический перегруз
Знакомая многим ситуация: информация в компании циркулирует хаотично, задачи решаются по принципу «тушения пожаров» (надо было “еще вчера”, а узнали об этом только сейчас), задачи спускаются не сверху, а отовсюду, и есть ощущение, что невозможно спать, есть и уйти на выходной. В таком режиме кто-то выдерживает чуть дольше, но итог будет один.
Пример: Довольный и вдохновленный руководитель возвращается с бизнес-разбора, где услышал «идею на миллион» из другой стратегии. «И нам такое надо! Давайте делать сейчас, ведь у других сработало!». Команда в панике. Нужно быстро делать много незапланированной работы, искать сторонних специалистов, сдвигать часть стратегически важных задач. Но ни один довод не работает.
В итоге, сотрудники выгорают и уходят.
Что делать? Создавать четкое планирование и декомпозицию задач. В случае форс-мажоров отдавать приоритет тем задачам, которые больше всего влияют на цель.
4. Тяжелая эмоциональная атмосфера
И это снова чаще всего про руководителя — его эмоциональный фон, пусть и неосознанно, влияет на большинство процессов внутри компании.
Пример: Собственники бизнеса – супружеская пара. В начале года у всей команды были большие планы, а в компании — теплая эмоциональная атмосфера.
Все меняется, когда супруги ставят команду в известность, что находятся в бракоразводном процессе и бизнес будет делиться. Часть команды уйдет с одним, другая останется с другим. Давно сформированный коллектив переживает тяжелые времена.
Когда бизнес открывают партнеры (супруги, родственники или просто знакомые), важно пройти большой подготовительный этап с обозначением всех договоренностей.
Есть убеждение: “личное на работу не нужно нести”, и это верно с точки зрения сухой теории. Но есть реальность — невозможно личное оставлять за пределами работы. Нет такой кнопки «вкл-выкл». Эмоциональный фон сопровождает везде, как сотрудника, так и руководителя.
Как избежать выгорания?
Осознавать. Говорить об этом со специалистом. Быть бережным к себе и понимать, что вы влияете на членов команды.
Платить вовремя зарплату никогда не достаточно. Было бы очень просто, если бы все решалось только ей.
Работая с людьми, вы, как руководитель, можете замечать тревожные “звоночки” и говорить с командой. Это поможет снизить вероятность эмоционального выгорания, необходимости поиска нового сотрудника в сложные времена. И человеческое отношение повлияет в сторону роста вашего бизнеса.