31 января 2022 г. на pravo.by официально опубликована новая редакция Кодекса об образовании, основные положения которого вступают в силу с 1 сентября 2022 г.

1. Основные изменения

Новая редакция, в частности, предусматривает, что общее среднее образование станет обязательным (п. 6 ст. 144 новой редакции Кодекса об образовании). Иными словами, учащимся необходимо будет усвоить образовательные программы всех трех ступеней среднего образования (с I по XI класс). Напомним, что в настоящее время обязательным является получение двух ступеней или базового среднего образования (I — IX классы) (ч. 3 п. 5 ст. 152 действующей редакции Кодекса об образовании).

В новой редакции дистанционное обучение закрепляется как самостоятельная форма получения образования (п. 1 и 4 ст. 16 новой редакции Кодекса об образовании). Ранее дистанционная форма обучения рассматривалась как один из видов заочной формы получения образования (ч. 2 п. 3 ст. 17 действующей редакции Кодекса об образовании).

Дистанционная форма получения образования предусматривает преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы и его взаимодействие с педагогами с помощью информационно-коммуникационных технологий (ч. 1, 2 п. 4 ст. 16 новой редакции Кодекса об образовании).

Положения о дистанционной форме получения образования, а также порядок и условия использования дистанционных образовательных технологий будут утверждены Минобразования (ч. 3 и 4 п. 4 ст. 16 новой редакции Кодекса об образовании).

Также становится возможной реализация образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования (подп. 1.31 п. 1 ст. 1 новой редакции Кодекса об образовании).

В новой редакции введен новый вид дополнительного образования для одаренных детей и молодежи (подп. 2.2 п. 2 ст. 12 новой редакции Кодекса об образовании).

Кроме того, значительно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления которых является педсовет. Этот перечень дополнен за счет учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, воспитательно-оздоровительных учреждений, социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений (п. 4 ст. 24 новой редакции Кодекса об образовании). Отметим, что ранее функции основного органа самоуправления в большинстве вышеуказанных учреждений образования выполнял совет, возглавляемый руководителем учреждения.

В новой редакции уточняются основания и порядок отчисления обучающихся. В частности, к основаниям для отчисления помимо ранее установленных отнесены случаи отсутствия на учебных занятиях в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста (подп. 5.18.1 п. 5 ст. 68 новой редакции Кодекса об образовании).

2. Новшества, которые вступают в силу с 1 февраля и 1 марта 2022 г.

Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих с 1 марта 2022 г. будет осуществляться с учетом новых норм (подп. 1.39 п. 1 ст. 1 новой редакции Кодекса об образовании, абз. 2 ст. 6 Закона N 154-З).

Так, она будет осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме в целях удовлетворения кадровых потребностей всех организаций Республики Беларусь. А ранее такая подготовка осуществлялась за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов только для организаций, расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах (подп. 1.39 п. 1 ст. 1 новой редакции Кодекса об образовании, подп. 1.22 п. 1 ст. 1 действующей редакции Кодекса об образовании).

Целевая подготовка будет проводиться за счет персонального привлечения лиц из числа граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь (подп. 1.39 п. 1 ст. 1 новой редакции Кодекса об образовании).

Помимо этого, с 1 февраля 2022 г. к числу государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, отнесены организации, устанавливающие соответствие образовательной деятельности образовательным стандартам, учебно-программной документации образовательных программ, иным требованиям в сфере образования (подп. 1.3 п. 1 ст. 71 новой редакции Кодекса об образовании, абз. 4 ст. 6 Закона N 154-З).

Под такими организациями понимаются госорганизации, в функции которых входит установление, подтверждение соответствия образовательной деятельности законодательству, разработка контрольно-диагностических и других материалов, необходимых для установления соответствия образовательной деятельности законодательству, иных контрольных измерений в сфере образования, их организация и (или) проведение, оказание консультативно-методической помощи учреждениям образования, иным организациям, ИП, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам организации и совершенствования образовательного процесса, иные функции, предусмотренные актами законодательства, учредителем (ч. 1 п. 4 ст. 71 новой редакции Кодекса об образовании).

Финансирование этих организаций будет осуществляется с 1 февраля 2022 г. за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства (п. 1 ст. 129 новой редакции Кодекса об образовании, абз. 4 ст. 6 Закона N 154-З).