Легальное определение понятия «screenshot» (скриншот) отсутствует в законодательстве Республики Беларусь. На практике под screenshot (в переводе с англ. — снимок экрана), как правило, понимают изображение, полученное устройством и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора или другого визуального устройства вывода. Проще говоря, это изображение, которое содержит в себе отображение того, что вы видите на экране компьютера или иного устройства. Создание screenshot осуществляется при помощи стандартных средств операционной системы Windows (кнопка на клавиатуре Print Screen), интернет-браузера Internet Explorer или с использованием специальных программ (Snagit, LightShot и т.п.).

Письменные доказательства являются важным средством доказывания в любом судебном процессе в силу информатизации общества, и screenshot как средство доказывания может использоваться в таком процессе, несмотря на то, что ни в ХПК, ни в ГПК он как доказательство напрямую не указан. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 84 ХПК screenshot, как деловая корреспонденция, общедоступная информация, записанная буквами либо выполненная в форме цифровой, графической записи, размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет, будет являться письменным доказательством, если оно получено в порядке, установленном законодательством. Аналогичная по содержанию информация представлена в ч. 1 ст. 192 ГПК.

Screenshot можно предоставить в судебном процессе в виде распечатанного на бумаге изображения или в виде файла, записанного на электронном носителе, но при этом следует учитывать, что суд такое письменное доказательство оценивает с точки зрения относимости и допустимости <*>. В описанном случае screenshot легко подделать или внести в него нужные коррективы.

В порядке п. 1 ст. 111 Закона о нотариате и нотариальной деятельности screenshot как письменное доказательство до возбуждения дела в суде Республики Беларусь может быть обеспечен нотариусом, если у лица, обратившегося за совершением нотариального действия, имеются причины полагать, что представление этих доказательств станет впоследствии невозможным или затруднительным. По сравнению с обычно распечатанным листом бумаги, именуемым screenshot, обеспечение нотариусом screenshot как письменного доказательства имеет большую доказательственную силу для суда, что, однако, не отменяет обязанности суда оценивать его по критериям относимости и допустимости.

С процессуальной точки зрения screenshot не является идеальным письменным доказательством, т.к. обеспечивает фиксацию информации (изображения) только на конкретный момент времени. Например, когда необходимо доказать, что извещение на сайте хозяйственного общества о проведении общего собрания участников находилось в течение определенного промежутка времени, то доказать это с помощью screenshot не получится, т.к. screenshot не фиксирует информацию (изображение) в течение промежутка времени.

В Российской Федерации screenshot также может являться доказательством по делу. Соответствующие нормы содержатся в п. 1, 3 ст. 75 АПК Российской Федерации, п. 1 ст. 71 ГПК Российской Федерации. Например, в одном из дел Суд по интеллектуальным правам указал: «суд апелляционной инстанции признал, что доводы ответчика о том, что он прекратил нарушение исключительных прав истца на товарный знак с обозначением «ENERGY CONSULTING» опровергаются представленным самим же ответчиком нотариально удостоверенным протоколом осмотра сайта www.energy-cons.ru от 12.07.2017, поскольку из скриншота к этому протоколу следует, что на панели вкладок, размещен товарный знак истца <*>.

Исходя из судебной практики распечатка screenshot без указания на дату, время, интернет-сайт, с которого она выполнена, без подписи и инициалов исполнителя не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства, т.е. распечатанный скриншот:

— должен быть заверен подписью лица, осуществившего распечатку (с указанием фамилии и инициалов);

— должен быть скреплен печатью (при ее наличии);

— должен содержать сведения о дате, когда произведена распечатка, а также указание на соответствующий сайт <*>(ч. 2 п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Как и в Республике Беларусь, в Российской Федерации суды отдают предпочтение screenshot, оформленным нотариусами в виде протокола осмотра интернет-страниц.

Используется screenshot как доказательство по делу и в судебной практике Украины. Так, Верховный Суд Украины в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда 24.09.2019 рассмотрел дело № 922/1151/18 о ненадлежащем выполнении гражданином Украины взятых на себя обязательств по договору поставки и указал, что скриншот электронного письма без обязательных реквизитов не является надлежащим доказательством по делу.

Screenshot является письменным доказательством в электронном виде или электронным доказательством. В украинской судебной практике со screenshot как доказательством возникает такая же проблема, как и в Республике Беларусь или в Российской Федерации, проблемы с доказыванием с помощью электронной переписки, подтверждаемой screenshot, могут возникнуть тогда, когда стороны будут отрицать принадлежность им электронных адресов.

Таким образом, исходя из судебной практики, можно сделать однозначный вывод, что screenshot может использоваться в качестве полноценного доказательства в суде, при этом имея в виду, что для признания его судом надлежащим и допустимым стоит соблюдать особенности его оформления и представления в суд.