Вы купили новую обувь, но в течение гарантийного срока у нее отклеилась подошва, сломался каблук либо вы обнаружили какой-то иной дефект. В таком случае вы имеете право обратиться к продавцу с требованием заменить обувь на новую, вернуть деньги или отремонтировать ее. Рассмотрим, когда и как это можно сделать.

1. Какой гарантийный срок предусмотрен для обуви и кто его устанавливает

Гарантийный срок на обувь, которая продается на территории Беларуси, как на отечественную, так и импортную, должен соответствовать требованиям белорусского законодательства.

Согласно стандартам гарантийный срок на обувь составляет не менее 30 дней со дня продажи через розничную сеть или начала сезона (подп. 8.2 п. 8 Международного стандарта ГОСТ 26167-2005 «Обувь повседневная. Общие технические условия», подп. 8.2 п. 8 Международного стандарта ГОСТ 19116-2005 «Обувь модельная. Общие технические условия», введенных в действие с 01.06.2008 постановлением Госстандарта N 61). При этом государственные стандарты являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 и 6 ст. 23 и ч. 2 п. 2 ст. 29 Закона N 262-З (п. 1 ст. 23 Закона N 262-З).

Продавец не может установить (объявить) гарантийный срок на товар меньше срока, установленного изготовителем (поставщиком, представителем) (ч. 2 п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Гарантийный срок на обувь устанавливает (ч. 1 п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей):

— изготовитель (поставщик, представитель);

— продавец — если изготовитель (поставщик, представитель) не установил гарантийный срок или установил его ненадлежащим образом.

Примечание
Продавец вправе самостоятельно установить на обувь (ч. 2 п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей):
— дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, предусмотренного законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза и (или) установленного изготовителем (поставщиком, представителем);
— гарантийный срок на товар, на который гарантийный срок изготовителем (поставщиком, представителем) не установлен и обязанность по установке которого не предусмотрена законодательством и (или) техническими регламентами Таможенного союза, техническими регламентами Евразийского экономического союза.

2. С какого момента начинает исчисляться гарантийный срок для обуви

По общему правилу гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара потребителю (п. 1 ст. 441 ГК, п. 2 ст. 21 Закона о защите прав потребителей). Из этого правила есть исключения. Так, для обуви сезонного назначения установлены следующие даты исчисления гарантийного срока (п. 3 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).

Начало исчисления гарантийного срока сезонной обуви
Вид обуви Дата, с которой начинает действовать гарантия
Весенняя обувь 1 марта
Летняя обувь 1 мая
Осенняя обувь 15 сентября
Зимняя обувь 15 ноября

Течение гарантийного срока для сезонной обуви прерывается с наступлением другого сезона. Если вы обнаружите недостатки в сезонной обуви в ходе ее использования до наступления соответствующего сезона, гарантийный срок будет исчисляться со дня начала использования обуви, который вы заявите (п. 3 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).

Информация о гарантийном сроке обуви, если он установлен, должна быть указана в документации, прилагаемой к обуви, на упаковке, этикетках на белорусском и (или) русском языках четким и разборчивым шрифтом. (подп. 2.6 п. 2, п. 9 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).

Примечание
Вернуть или обменять качественную обувь вы можете в течение 14 дней с момента ее покупки. Продавец вправе установить более длительный срок. В таком случае, вернуть (обменять) качественную обувь можно в срок, установленный продавцом (п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей).

3. На какие дефекты обуви гарантия не распространяется

В период эксплуатации обуви, как правило, гарантия не распространяется на:

— обувь, которую постирали;

— размокшую под дождем либо снегом обувь, причиной чего стала неправильная эксплуатация данного типа обуви;

— обувь, которая была подвержена воздействию кислот, щелочей, растворителей и других химических веществ;

— обувь, которая имеет механические повреждения (царапины, проколы, порезы и т.д.).

4. Кому и как предъявить требования в отношении обуви в течение гарантийного срока

В течение гарантийного срока или срока годности обуви вы можете предъявить требования в отношении ее недостатков продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) (ч. 2 п. 1 ст. 15, ч. 1 п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей). Вы вправе по своему усмотрению потребовать у продавца (п. 1, 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей):

— заменить его товаром надлежащего качества;

— соразмерно уменьшить его цену;

— незамедлительно безвозмездно устранить недостатки;

— возместить ваши расходы по устранению недостатков товара;

— вернуть уплаченную за товар денежную сумму, если вы решили вернуть товар.

Для этого необходимо предъявить продавцу некачественный товар и написать заявление. Как правило, образец заявления о возврате некачественной обуви есть у продавца. В случае, если образца такого заявления у продавца нет, составьте заявление в произвольной форме.

В заявлении о возврате некачественной обуви целесообразно указать следующие данные:

— ваши личные данные: ФИО, паспортные данные, телефон и адрес электронной почты для связи;

— наименование продавца;

— информацию о факте покупки: дату покупки, номер чека (при наличии). Отсутствие документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у этого продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у этого продавца (п. 10 ст. 20 Закона о защите прав потребителей);

— полное описание купленной вещи: наименование, цвет, размер, номер маркировки;

— описание причины возврата, дефекта;

— требование о возврате денег либо о замене на обувь надлежащего качества.

Примечание
Помимо уплаченной за товар денежной суммы, вы вправе потребовать у продавца (изготовителя) возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения вашего требования. При этом по требованию и за счет продавца вы должны возвратить продавцу товар ненадлежащего качества. Вернуть некачественный товар можно без потребительской тары (упаковки) (ч. 1 п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Обоснованные требования о возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы продавец должен удовлетворить незамедлительно. Максимальный срок не может превышать 7 дней, а при необходимости проведения экспертизы — 14 дней. В случае удовлетворения ваших требований продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за использования товара, потери им товарного вида и других подобных обстоятельств (п. 1 ст. 25, п. 8 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Обратите внимание!
Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не отвечает за недостатки обуви, на которую установлен гарантийный срок, если докажет следующее (ч. 1 п. 12 ст. 20 Закона о защите прав потребителей):
— дефекты возникли после передачи обуви потребителю;
— причиной дефекта стало нарушение потребителем правил пользования, хранения или транспортировки обуви.

5. Как продавец проверит ненадлежащее качество обуви

Ненадлежащее качество обуви не всегда является очевидным. В связи с этим продавцу предоставлено право при предъявлении требований потребителем по вопросу продажи ему товара ненадлежащего качества провести проверку качества товара (ч. 1 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Продавец проводит проверку в сроки, установленные законодательством для удовлетворения требования потребителя. В частности, если вы потребовали вернуть деньги, продавец должен провести проверку в течение семи дней.

Если возник спор о наличии и причинах недостатков товара, продавец обязан провести независимую экспертизу качества товара за свой счет. Вы вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя. О месте и времени проведения экспертизы продавец обязан известить вас в письменной форме (ч. 2, 4 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Кроме этого, у вас есть право провести экспертизу самостоятельно. О таком решении вы должны известить продавца (ч. 4 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Экспертиза может установить, что недостатки обуви отсутствуют или возникли после передачи обуви потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара. В таком случае вы обязаны возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. Если вы не согласны с выводами экспертизы, вы можете оспорить ее заключение в судебном порядке (ч. 3, 4 п. 11 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Обратите внимание!
О передаче обуви для экспертизы должен быть составлен акт передачи товара. Форма такого акта установлена приложением 1 к постановлению МАРТ N 85 (п. 14 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

Если после проведения проверки качества обуви, экспертизы или безвозмездного устранения недостатков вы не явитесь за обувью в течение двух месяцев, продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) вправе взыскать с вас убытки, понесенные в связи с хранением обуви. При этом двухмесячный срок начинает исчисляться со дня направления продавцом в ваш адрес предупреждения о взыскании убытков. Продавец не взыщет убытки в случае, если вы не могли забрать обувь по уважительной причине (п. 15 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).

6. Куда можно обратиться за защитой своих прав в случае возникновения спора с продавцом

Для защиты своих интересов вы можете обратиться:

— в местный исполком (ст. 43 Закона о защите прав потребителей);

— в общественные объединения потребителей;

— в суд.

Примечание
Потребители освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей (подп. 1.1.9 п. 1 ст. 285 НК).