Постановлением Минфина от 30.09.2020 № 40 переименована и изложена в новой редакции Инструкция о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета. Теперь она называется Инструкция о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов (далее – Инструкция № 120).
На заметку
Архитектурная деятельность — деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, снос, осуществлению авторского надзора за строительством <*>.
Строительная деятельность (строительство) — деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ <*>.
В новой редакции Инструкции № 120 основные термины приведены в соответствие со значениями, определенными Бюджетным кодексом и Законом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности <*>.
Уточнено, что Инструкция № 120 определяет порядок оплаты расходов при осуществлении деятельности по разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, выполнению изыскательских работ и осуществлению авторского надзора за строительством, по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, оказанию инженерных услуг в строительстве, выполнению строительно-монтажных, пусконаладочных работ за счет средств бюджета через органы казначейства. При этом к средствам бюджета отнесены:
— средства республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды;
— государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, Инструкция № 120 устанавливает особенности заключения и исполнения договоров (контрактов), оплачиваемых полностью или частично за счет средств бюджета <*>.
Новая редакция Инструкции № 120 закрепляет положение, по которому оплата расходов за счет средств бюджета при осуществлении архитектурной и строительной деятельности осуществляется на основании денежных обязательств, принятых получателем бюджетных средств – заказчиком (застройщиком) (далее – заказчик), при предъявлении следующих документов <*>:
— решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектных и изыскательских, строительных работ;
— документов (сведений), подтверждающих выделение средств из бюджета на финансирование объекта;
— иных документов, предусмотренных Инструкцией № 120 для конкретных видов работ (услуг).
Перечисление средств бюджета в оплату денежных обязательств осуществляется со счетов органов казначейства на текущие (расчетные) банковские счета подрядчиков (исполнителей, иных получателей в случаях, предусмотренных законодательством) <*>.
Кроме того, в новой редакции Инструкции № 120 порядок оплаты расходов структурирован по их видам. В частности, выделен порядок оплаты:
— расходов по оказанию инженерных услуг, разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, изыскательским работам и осуществлению авторского надзора за строительством <*>;
— строительных и ремонтных работ <*>;
— материалов и оборудования <*>;
— прочих расходов, предусмотренных проектной (сметной) документацией <*>.
Напомним, в предыдущей редакции были выделены оплата расходов по строительству, включающая в том числе оплату расходов по проектно-изыскательским работам, работ, связанных с проектированием, осуществлением авторского надзора <*>, и оплата работ по капитальному и текущему ремонту <*>.
Также новая редакция Инструкции № 120 дополнена особенностями оплаты отдельных расходов — при строительстве жилых помещений за счет средств бюджета <*>, при выполнении предпроектных, проектных, изыскательских, строительных работ заказчиком без привлечения подрядчика <*> и др.
Как и ранее, в новой редакции Инструкции № 120 отмечено, что заказчик должен обеспечить <*>:
— обоснованность представления в органы казначейства заявок на перечисление подрядчику (исполнителю) авансов, в том числе целевых;
— правильность расчета суммы, предъявляемой в органы казначейства к оплате за выполненные работы;
— достоверность сведений о неисполнении либо ненадлежащем исполнении подрядчиком (исполнителем) обязательств по договору и расчете подлежащих взысканию сумм.
Также уточнена обязанность заказчика представлять в органы казначейства письменное обращение и информацию для организации бесспорного взыскания с расчетом подлежащих взысканию сумм, а также копии документов, подтверждающих неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиком (исполнителем) по договору при неуплате в бюджет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами при несоблюдении по вине подрядчика сроков выполнения работ, неиспользовании или использовании не по назначению целевых авансов, а также денежных средств, перечисленных в уплату бюджетных обязательств, процентов за пользование чужими денежными средствами и пеней за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств <*>.
Новая редакция Инструкции № 120 вступила в силу с 11.10.2020 <*>.
Внимание!
Новая редакция Инструкции № 120 не распространяет свое действие на договоры, заключенные до 11.10.2020 по результатам проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов <*>.