Постановлением Совмина от 16.05.2023 N 311 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 311) внесены изменения в порядок расчета сметной стоимости и формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов. Изменения вступают в силу с 20.05.2023.

1. Закреплено, что положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов не применяется при расчете стоимости подрядных работ по объектам текущего ремонта (п. 1 Положения N 1553).

2. Добавлены понятия дополнительных работ, конкурсного коэффициента, норм задела в строительстве, укрупненных нормативов стоимости на вид работ и др. (п. 2 Положения N 1553).

3. Определено, что цена заказчика формируется в размере стоимости подрядных работ, указанной в сметной документации на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком в документации о закупке, с учетом норм задела в строительстве для данного объекта и прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ, действующих в соответствующем периоде нормативной продолжительности строительства (п. 3 Положения N 1553).

Цена предложения подрядчика также формируется на указанную дату с учетом прогнозных индексов. Порядок формирования цены предложения подрядчика, в том числе по видам работ, подтверждается расчетами (п. 4 Положения N 1553).

Цена предложения подрядчика может определяться (п. 7 Положения N 1553):

— ресурсным методом. При этом скорректированы формулы расчета с учетом применения конкурсного коэффициента, плановый прибыли по утверждаемым нормам и др.;

— с применением укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта и (или) укрупненных нормативов стоимости на виды работ, разработанных подрядчиком;

— путем сочетания вышеуказанных методов;

— в размере стоимости подрядных работ, определенной в сметной документации на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком, с учетом конкурсного коэффициента и прогнозных индексов, действующих в каждом месяце выполнения работ согласно укрупненному графику производства работ.

4. Установлено, что при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов с господдержкой конкурсный коэффициент, применяемый при формировании цены предложения подрядчика, определяется в размере (п. 8 Положения N 1553):

— не выше предусмотренного в проектной документации норматива средств на непредвиденные работы и затраты — в части, учитывающей компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;

— не ниже 0,9 — в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества подрядчика.

5. Предусмотрено, что график производства работ составляется подрядчиком по каждой части объекта строительства в разрезе видов работ до заключения договора. Виды работ для составления графика производства работ формируются подрядчиком самостоятельно. График производства работ формируется на весь срок выполнения подрядных работ. График платежей с учетом предполагаемого авансирования разрабатывается подрядчиком после составления графика производства работ до заключения договора. Указанные графики уточняются при корректировке неизменной цены в установленном порядке. Формы самих графиков тоже несколько скорректированы (п. 10, приложения 2 — 3 к Положению N 1553).

6. Закреплено, что неизменная договорная цена в том числе корректируется при изменении сроков выполнения подрядных работ, предусмотренных договором в случаях:

— нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей;

— выявления в ходе строительства дополнительных работ, влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств;

— изменения даты начала выполнения подрядных работ и приостановления строительства (выполнения подрядных работ) на срок не более трех месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон или зависящим от заказчика.

В свою очередь, не предусмотрена корректировка неизменной договорной цены при изменении стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (п. 11 Положения N 1553).

Также в зависимости для различных случаев оговорен порядок расчета сумм корректировки неизменной цены (п. 12 Положения N 1553).

7. Определено, что относится к завышению объема строительных работ при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов). В частности, относятся фактически принятые и (или) оплаченные подрядные работы, неизменная цена которых сформирована с нарушением установленного порядка, работы, стоимость которых не подтверждена документально соответствующими расчетами и обоснованиями, а также работы (виды работ), фактически не выполненные (п. 14 Положения N 1553).

8. Постановлением N 311 также приведены в соответствие отдельные НПА, в которых упоминаются прогнозные индексы цен в строительстве: постановления Совмина от 11.07.2012 N 632, от 30.09.2016 N 791, от 12.03.2019 N 156, от 14.08.2020 N 479 (подп. 1.2 — 1.5 постановления N 311).

Новый порядок расчета сметной стоимости и формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов не затрагивает объекты, проектная (сметная) документация на строительство которых утверждена до 01.05.2023. Исключением являются объекты, по которым на 01.05.2023 имеется утвержденная проектная документация, разработанная на основании ресурсно-сметных норм, но договоры строительного подряда не заключены (п. 2 постановления N 311).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex