В Беларуси хотят следовать мировым тенденциям и активно внедрять бесконтактные платежи, цифровые валюты и другие инновационные решения. Однако обремененная санкциями сфера банковских информационных технологий сдерживает развитие новых продуктов и сервисов. Об этом заявили участники форума «БанкИТ-2023».

Новые сервисы

Один из стратегических инфраструктурных проектов Национального банка – это система мгновенных платежей. Уже работает сервис для юридических лиц, есть возможность осуществлять трансграничные платежи. До конца текущего года банки должны внедрить платежи между физическими лицами по номеру телефона.

По словам заместителя председателя правления Национального банка Беларуси Дмитрия Калечица, использование мобильных устройств и платежных приложений при получении финансовых услуг будет увеличиваться.

— Применение таких устройств для платежей позволит частично отказаться от дорогостоящих пластиковых карточек и платежных терминалов. При платежах за товары и услуги будут применяться QR-коды, NFC-метки, программные и мобильные приложения и иные некарточные платежные инструменты. Это позволит снизить издержки торговых организаций и организаций сервиса на прием платежей. По сути, это формирует дополнительную платежную инфраструктуру и способы проведения платежей. Это мегатренд сейчас, — сказал Калечиц.

Регулятор намерен следовать и другой мировой тенденции: использование биометрических документов, удостоверяющих личность, и биометрических характеристик человека для его идентификации при оказании финансовых услуг. Ожидается, что применение биометрии позволит снизить количество совершаемых мошеннических действий в банках и иных финансовых организациях, в том числе обезопасить клиентов от социальной инженерии.

— Направлением развития технологий в ближайшей перспективе станет использование в системах дистанционного банковского обслуживания и межбанковской системе идентификации биометрических документов, в том числе ID-карты. Одна из проблем сегодня – отсутствие считывателя у каждого гражданина, получившего ID-карту. Для доступа граждан, получивших ID-карту, к дистанционным сервисам банков и других финансовых организаций необходимо разработать мобильное приложение. Уже есть много наработок в этой части, — отметил зампред правления.

Нацбанк ратует и за внедрение цифрового белорусского рубля. Ключевая цель проекта — трансграничные платежи. «Взаимодействие платформ цифровых валют центробанков позволит повысить доступность трансграничных платежей с контрагентами из стран-партнеров, что важно в текущих условиях», — пояснил Дмитрий Калечиц.

Он также рассказал, что в ЕРИП планируют расширить возможности для платежей нерезидентов,  внедрить возможность оплаты административных процедур юрлицами и сервисы, использующие элементы прямого дебетования.

Проблемы с ПО и оборудованием

Однако, как сказал председатель Ассоциации белорусских банков (АББ) Михаил Проворов, «сложившаяся в настоящее время обстановка в сфере банковских информационных технологий является сдерживающим фактором для развития новых продуктов и сервисов».

Дело в том, что банковский сектор Беларуси в значительной степени зависит от использования оборудования и программного обеспечения (ПО), базирующегося на технологиях и интеллектуальной собственности зарубежных компаний. В 2022 году из-за западных санкций в отношении Беларуси вендоры отказались оказывать техническую поддержку, возник дефицит высокотехнологического импортного оборудования и так далее. Благодаря оперативно принятым мерам реагирования банки «обеспечили бесперебойное функционирование программно-технических комплексов и информационных систем». Но проблемы остаются.

— Каждый из участников рынка пытается сейчас их решать. Это краткосрочные меры, которые позволяют закрыть вопросы текущего функционирования. Но пройдут год-два-три, и мы можем столкнуться с серьезными проблемами в этой сфере, — отметил Калечиц.

Параллельный импорт сужает перечни поставляемого оборудования, увеличивает сроки поставок, приводит к снижению лицензионной чистоты и существенному росту цен. Использование open source решений несет опасность внедрения вредоносного программного кода. Сказывается и дефицит квалицированных кадров как в IT-отделах банков, так и в подразделениях по информационной безопасности.

С другой стороны, отмечают в АББ, в Беларуси наблюдается стремительный рост зависимости от дружественных стран как поставщиков ПО и оборудования, поэтому «невозможно говорить о технологической автономности банковской сферы в частности и страны в целом». Львиная доля IТ-решений поставляется из РФ. А все платежные терминалы, которые ввозятся в Беларусь, китайского производства. В той же России взят курс на импортозамещение с участием именно российских разработчиков.

Вместе с тем белорусские банки продолжают применять ПО западных разработчиков, замена которого на альтернативные решения в ближайшей перспективе отсутствует. Наиболее критичным вопросом для банков является импортозамещение систем управления базами данных Oracle и программного обеспечения Microsoft. Сложно найти аналоги с соответствующими показателями производительности и отказоустойчивости. Внедрение новых решений потребует от банков значительных денежных вливаний и трудозатрат.

Как сказал Проворов, «на пути к технологическому суверенитету и безопасности критической инфраструктуры банки столкнулись с вызовами, преодоление которых требует государственного участия».

По итогам заседания президиума Совета Министров, которое прошло 18 октября, были даны поручения Минсвязи, Наблюдательному совету ПВТ, Минфину, Минэкономики, Академии наук, Банку развития, ОАЦ и Нацбанку создать до конца 2023 года «дорожную карту» по разработке отечественных программных решений. Она должна включать этапы и сроки выполнения работ, исполнителей, ориентировочные объемы финансирования. Переход на новые продукты планируется осуществить в течение пяти лет.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/