Термины «hard skills» и «soft skills» начали использоваться в США в 1959 году. Это было связано с разработкой научного подхода к подготовке военнослужащих. В дальнейшем понятия прижились в области психологии и, наконец, стали широко употребляться в сфере бизнеса.

Hard skills (англ. — «жесткие» навыки) – это те профессиональные знания и умения, которые определяют специалиста конкретной области. Так, юрист получает определенные профильные знания в учебном заведении и приумножает их в процессе трудовой деятельности. Уровень hard skills специалиста можно проверить и оценить с помощью экзаменов, тестовых заданий. К данной группе навыков можно отнести знание законодательства и умение его применить на практике, владение иностранными языками, навыки программирования и пр.

Soft skills (англ. — «мягкие» навыки) трудно измерить и оценить. Они обычно связаны с личностью человека, его индивидуальными качествами. Это универсальные социально-психологические навыки, к которым, в частности, относятся: креативность, коммуникабельность, умение договориться и пр.

То, какое соотношение hard skills и soft skills необходимо профессионалу для успеха, зависит от сферы его деятельности. Например, чтобы успешно работать химиком в лаборатории, hard skills гораздо важнее, чем soft skills. Для маркетолога же, напротив, очень важно уметь взаимодействовать с людьми. Поэтому именно благодаря soft skills маркетолог имеет возможность получить необходимую ему информацию и в дальнейшем провести исследования, применив свои «жесткие» профессиональные навыки.

Исследователи утверждают, что профессия юриста требует одинаковой «прокачки» как hard skills, так и soft skills.

Какие soft skills нужны юристу

Полезные для юриста «мягкие» навыки можно условно разделить на группы в зависимости от области их применения.

1. Коммуникация (от лат. communication – сообщение, передача) – общение, приводящее к взаимопониманию эпистемологии и философии науки). Навыки из этой группы юрист использует обсуждая условия договора, выступая в суде, общаясь с представителями госвласти и пр. К ним, в частности, можно отнести ораторское искусство, умение слушать и убеждать, командную работу, навыки ведения деловой переписки, клиентоориентированность.

2. Навыки управления собой (self-менеджмента) помогут организовать эффективную работу в условиях многозадачности и дефицита времени. Юристу важно уметь управлять своим стрессом и эмоциями, развивать в себе инициативность, настойчивость. Весьма полезно освоить методики тайм-менеджмента, чтобы успевать больше и делать лучше.

3. Организация мышления. Юристу важно уметь мыслить логически, системно. Он должен быстро отыскать нужную информацию и проанализировать ее. Найти выход из нестандартной ситуации поможет креативное мышление, а руководителю будет сложно работать без тактического и стратегического мышления.

4. Управленческие навыки пригодятся не только руководителю. Эти умения помогут организовать любой коллектив, рабочую группу, направив общие усилия на достижение цели. Сюда входит умение планировать совместную работу, четко ставить задачи, контролировать их исполнение, мотивировать сотрудников, давать обратную связь о работе и полученных результатах, делегировать полномочия, управлять проектами и пр.

Как развить soft skills

Чтобы выработать или развить в себе «мягкие» навыки, не нужно оканчивать университетов. Вместе с тем этот процесс требует самоорганизации и эффективен, если использовать не один, а несколько методов в совокупности. Посмотрим, какими способами можно повысить soft skills.

1. Самостоятельное обучение: чтение литературы, участие в вебинарах и пр. Важно письменно фиксировать полезные выводы и мысли, которые вам удалось почерпнуть из того или иного источника. Это способствует тому, что информация лучше усвоится. К таким записям можно возвращаться снова и снова, анализируя ситуации из вашей жизни и определяя, насколько успешно вы применили свои навыки. При самообучении весьма полезно освоить азы скорочтения. Это позволит за короткое время усвоить больше полезной литературы.

2. Посещение образовательных и развивающих мероприятий: тренинги, мастер-классы и пр. До того, как записаться на мероприятие, следует выяснить, на какой уровень знаний оно рассчитано, кто лектор, что нового вы можете узнать. Если вы попали на тренинг, где не узнали ничего нового, не страшно: это повод проявить себя, активно включаться в обсуждения, делиться собственным опытом. Так вы сможете систематизировать информацию, которую уже получили прежде, продемонстрировать свою «экспертность», обзавестись новыми полезными контактами.

Если вы попали на мероприятие высокого уровня сложности, не стоит отчаиваться. Важно не бояться ошибаться и задавать вопросы. Постарайтесь максимально погрузиться в процесс, проявляйте любознательность, ведь вы пришли сюда учиться.

Необходимо понимать, что тренинг даст вам знания, но не навыки. Поэтому чем быстрее на практике вы примените то, что узнали, тем больше будет шансов на успех.

3. Обучение на чужом опыте, когда вы выбираете себе наставника, общаетесь, следуете его примеру. С таким человеком можно познакомиться на тематическом мероприятии или присмотреться к людям в вашем окружении. Изучайте историю успеха своего наставника, налаживайте с ним контакт. Наблюдайте за поведением своего авторитета и копируйте его. От наставника можно получить качественную обратную связь о ваших успехах, подсказку о дальнейших развивающих действиях.

4. Поиск обратной связи от людей, ставших свидетелями демонстрации вашего навыка. Проследите за реакцией окружающих на то, что вы делаете, спрашивайте об их мнении. Обратная связь может быть субъективной, поэтому не стоит ее считать истиной в последней инстанции. Очень важна обратная связь от наставника или авторитетного специалиста, демонстрирующего успехи в навыке, который вы взялись развивать.

Ценность имеет как позитивная, так и негативная обратная связь. Важно понять, все ли вы сделали правильно, скорректировать свои действия, основываясь на собственном опыте. Получив обратную связь, поблагодарите человека, не спорьте с ним и не реагируйте негативно.

5. Фоновое задание позволяет сконцентрироваться на одном конкретном умении. Человек решает для себя, какой навык хочет отработать или от чего избавиться. На протяжении 2-3 дней он практикуется, вырабатывает привычку что-то делать или не делать. Нарушив данную установку, человек платит за это. Например, вы хотите избавиться от чрезмерного применения какого-либо слова. Несколько дней вы стараетесь не произносить его. Если все-таки произносите, каждый раз делаете 10 приседаний. Если вы решили использовать данную методику, найдите кого-то, кто мог бы следить, как вы соблюдаете фоновое задание. К примеру, это может быть ваш друг или коллега.

6. Выполнение новых рабочих задач поможет выйти из «зоны комфорта» и развить интересующие вас навыки. В процессе работы старайтесь участвовать в проектах, которых раньше вы не касались. Свой выбор остановите на задачах, при выполнении которых нужно применять развиваемые навыки. Однако в данных целях не стоит стремиться в проекты, имеющие слишком большое значение для бизнеса, когда любая ошибка может чересчур дорого стоить. 

Насколько успешно получится развить в себе те или иные soft skills, зависит от следующих факторов:

— моральные ориентиры и личные установки. Так, невозможно развить навыки мотивации и командной работы, если вы не уважаете своих подчиненных и не любите своих коллег;

— hard skills и связанная с ними профессиональная деформация.

Юрист с развитыми soft skills – это социально активная личность. Это профессионал, умеющий вести переговоры и убеждать, способный эффективно организовать свою работу, мыслить гибко, нестандартно. Такого юриста точно не заменит ни один робот.