Инна ЛЕУС

начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь

С 26 февраля 2018 г. в силу вступила норма Декрета № 7 <*>, отменяющая предъявляемое к субъектам хозяйствования требование использовать печать. Вместе с тем остался ряд вопросов, связанных с порядком использования печати юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Мы задали эти вопросы представителю Минюста.

Исходя из ряда норм белорусского законодательства, субъекты хозяйствования обязаны иметь печать. Например, согласно ч. 1 п. 5 ст. 186 ГК необходимо скреплять печатью подпись на доверенности, выданной от имени юридического лица.

Встает вопрос, нужно ли эту и подобные ей нормы привести в соответствие с подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7. Не ясно также, будет ли действительна доверенность, на которой нет оттиска печати, до внесения изменений в ст. 186 ГК.

В целях реализации положений Декрета № 7 Правительство утвердило план необходимых мероприятий. В их числе значится и корректировка НПА, закрепляющих обязательное использование печати субъектами хозяйствования.

В связи с этим все НПА, предусматривающие необходимость проставления печати юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, будут приведены в соответствие с рассматриваемой нормой подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7.

Так, уже разработан проект закона, предусматривающий в том числе корректировку ГК, включая ст. 186 ГК. Корректировка этой статьи предполагает исключение необходимости проставлять печать на доверенности, выдаваемой юридическим лицом.

Как устанавливает п. 8 Декрета № 7, НПА до приведения их в соответствие с Декретом № 7 будут действовать в части, не противоречащей ему.

Таким образом, уже сейчас, т.е. до приведения законодательства в соответствие с Декретом № 7, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе не проставлять печать на документах.

По мнению отдельных юристов, если хозобщество хочет использовать печать в работе, оно в свете положений Декрета № 7 должно прямо указать это в своем уставе. Если же ранее (до 26 февраля 2018 г.) зарегистрированное хозобщество желает действовать без печати, оно обязано внести соответствующие изменения в устав.

Так ли это? Есть ли смысл во избежание недопонимания прописывать в уставе, что хозобщество не имеет печати?

Норма Декрета № 7 определяет, что субъекты хозяйствования вправе не использовать печать. Следовательно, наличие печати у юридического лица (а она в настоящее время есть практически у всех юридических лиц) и указание на это в его уставе не означает обязанность использовать ее (проставлять на документах).

Вопрос о необходимости внесения изменений в устав юридического лица, а именно исключения из него положения о наличии печати, это юридическое лицо решает самостоятельно.

В случае если оно примет решение отказаться от печати, соответствующие корректировки, полагаем, необходимо будет внести в устав.

Заменит ли печать электронная цифровая подпись (ЭЦП)? Останутся ли в силе положения о случаях применения ЭЦП? Как нормы об ЭЦП сейчас соотносятся с подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7?

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» ЭЦП представляет собой аналог собственноручной подписи. При этом ЭЦП может применяться как аналог оттиска печати или штампа.

Установленное право субъектов хозяйствования использовать в своей деятельности печать не связывается с необходимостью перейти на заверение документов ЭЦП. Но, безусловно, отказ от использования печати приведет к тому, что ЭЦП будут использоваться шире. Это, кроме того, даст толчок внедрению новых технологий, позволяющих выйти на более качественный уровень подтверждения подлинности документа и его идентификации.

Как в свете нормы Декрета № 7 о праве субъектов хозяйствования не использовать печать подтверждать полномочия представителей, как выдавать важные грузы и т.п.?

Проставление печати всегда было лишь дополнительным средством придания документам юридической силы. Дополнительным, но далеко не основным.

Если документ, исходящий из организации, можно индивидуализировать (определить его принадлежность) только по стоящей на нем печати, – это уже изначально неверно составленный документ.

Информация, которая указывается на печати, чаще всего отражается на бланке организации или угловом штампе либо вытекает из содержания документа. Изменение наименования и (или) местонахождения организации всегда влекло для субъекта хозяйствования необходимость изготовить новую печать. При этом нередко организации использовали печать, содержащую недостоверную информацию.

Факт существования субъекта хозяйствования, т.е. то, что данный субъект продолжает действовать и не ликвидирован, печать достоверно не подтверждает.

Сегодня единственно верный способ проверить статус субъекта хозяйствования – воспользоваться информацией веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Применение печати – это скорее устоявшийся, привычный  элемент сложившегося делового оборота. Он способствует установлению доверия и имеет в основном символический характер.

В связи с указанным печать как самостоятельный реквизит документа никогда не подтверждала полномочия, а рассматривалась лишь в связке и иными основными его реквизитами. Например, с наименованием организации – автора, датой, регистрационным индексом и подписью. Часто печать ставилась на основании соответствующих требований законодательства.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 4