Главой государства принят Указ от 12.04.2018 № 135 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов».
Его цель – исключить избыточность технических требований к предпринимательской и иной экономической деятельности и создать надлежащие условия для работы бизнеса. Этому должна способствовать обязательная юридическая экспертиза технических нормативных правовых актов (ТНПА).
Объекты экспертизы
Юридической экспертизе подлежит две группы актов:
ТНПА, обязательные к применению субъектами хозяйствования (организациями и ИП) согласно законодательным актам и постановлениям Правительства;
ТНПА, обязательность применения которых предусматривается проектами законодательных актов и постановлений Правительства <*>.
На заметку!
К ТНПА относят технические кодексы установившейся практики (ТКП), государственные стандарты (СТБ), санитарные нормы и правила (СанПиН) и др. Специфика этих НПА в том, что они носят технический характер.
При этом не подлежат юридической экспертизе ТНПА:
принятые субъектами хозяйствования;
технические регламенты Республики Беларусь;
ТНПА, содержащие государственные секреты <*>.
Критерии оценки и порядок проведения экспертизы
При экспертизе ТНПА оцениваются по двум критериям:
— на их соответствие законодательным актам и постановлениям Правительства;
— недопустимость включения в ТНПА положений, урегулирование которых требуется на уровне НПА <*>.
Проведение экспертизы возложено на Национальный центр правовой информации (НЦПИ) <*>.
ТНПА, которые по итогам экспертизы получили положительное заключение, подлежат включению в Национальный реестр правовых актов (НРПА), а также официальному опубликованию на сайте http://pravo.by/ <*>.
Включение в законодательные акты и постановления правительства ссылок на ТНПА допускается только, если по результатам экспертизы получено положительное заключение <*>.
ТНПА, получившие отрицательное заключение, в НРПА не включаются.
Порядок проведения экспертизы устанавливается Правительством по согласованию с Администрацией Президента Республики Беларусь <*>.
Обязанности госорганов и организаций
Госорганы и организации, вновь принявшие ТНПА, обязаны направить их в НЦПИ на экспертизу не позже 5 рабочих дней с момента принятия <*>.
ТНПА, которые ранее не проходили экспертизу, подлежат направлению в НЦПИ для ее прохождения в случаях, если при подготовке проектов законодательных актов и постановлений Правительства содержатся ссылки на них <*>.
ТНПА направляются в НЦПИ в виде электронных документов или файлов с текстами этих актов, удостоверенных электронной цифровой подписью. В исключительных случаях при невозможности реализации первых двух вариантов допускается направление на бумажных носителях <*>.
Вступление в силу
Указ № 135 вступает в силу после его официального опубликования.