У Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России есть серьезные замечания к «Яндекс Такси», в том числе из-за алгоритма ценообразования. За 2023 г. на компанию поступило более 300 жалоб от пассажиров и водителей, заявил заместитель руководителя службы Петр Иванов в интервью «Известиям». В прошлом году у белорусских госорганов также имелись вопросы к российскому агрегатору и его партнерам в Беларуси.

В частности, относительно блокировки водителей и пассажиров в сервисе «Яндекс GO» ФАС компании направлено письмо о том, что возможные нарушения и соразмерные им меры ответственности должны быть исчерпывающе уточнены в документах «Яндекса».

Однако требования ФАС по установлению исчерпывающего перечня оснований для блокировки и соразмерности блокировок до настоящего времени в полном объеме не исполнены, – констатировал Иванов.

Кроме того, российская служба указала, что плата (комиссия и иные платежи), взимаемая с перевозчиков (около 28%), должна быть снижена до конкурентного уровня, так как сегодня она слишком высокая. До настоящего времени агрегатор не исполнил требование ФАС России.

Кроме того, алгоритм ценообразования услуг такси также не раскрывается компанией в полном объеме.

В настоящее время мы продолжаем анализ практик ценообразования агрегаторов такси, по которым у службы есть серьезные замечания к «Яндекс Такси». Однако до конца 2024 г. действует мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний, что не позволяет службе в настоящее время применить меры реагирования, – сказал представитель ФАС.

Петр Иванов прокомментировал в интервью предложение депутатов Госдумы установить порог максимального роста цен на такси.

Вопрос динамического ценообразования всегда непростой и зависит от спроса и предложения. Мы сталкиваемся с этим и в авиации, и в железнодорожном транспорте, и в такси. При повышенном спросе цена растет. Но если ее ограничить каким-то максимальным значением, то может получиться ситуация, когда такая услуга просто не будет предоставлена. Например, мы ограничили цену, а водители не поехали, потому что им это невыгодно. И в этом случае мы окажемся без такси за любые деньги, если будет экстремальная ситуация для поездки в больницу или аэропорт, – сказал Иванов.

В «Яндекс Такси» ранее объясняли Forbes, что «в периоды, когда спрос на такси высок, а свободных машин на линии мало, начинает действовать повышающий коэффициент». «Это временная и вынужденная мера, чтобы привлечь на линию больше водителей и таким образом нормализовать цены», – рассказали в агрегаторе. На цену поездки по одному и тому же маршруту «косвенно влияет и непогода – дорога в дождь или снег занимает больше времени, а желающих уехать на такси становится больше», – пояснили в компании.

Ранее ФАС заявляла о доминирующем положении «Яндекс Такси» на российском рынке.

У белорусских госорганов были вопросы к сервису «Яндекс Такси» и предпринимателям, которые его используют, в части ценообразования и уплаты налогов.

В январе 2024 г. увидел свет указ № 32 об автомобильных перевозках пассажиров, который предусматривает создание госреестра, в который будут внесены данные о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах. Иностранные компании, которые хотят работать в Беларуси, должны иметь также белорусское юрлицо.

В ноябре прошлого года в Минтрансе Беларуси сообщили, что «Яндекс» узнал о подготовке указа и начал «потихоньку переводить серверы и создавать юридические лица на территории Республики Беларусь».

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/