Белорусские предприятия все больше обеспокоены по поводу неравной конкуренции с иностранными производителями. Особенно остро ситуация обстоит с поставщиками из Китая, которые за основу своей деятельности на рынках Евразийского экономического союза взяли ценовой демпинг. Как этому противостоять, рассказали на семинаре, который прошел на базе завода «Атлант».

В условиях западных санкций на рынках России и Беларуси активизировались производители из Азии. В июне первый вице-премьер Беларуси Николай Снопков называл пугающей экспансию китайских производителей автомобильной, грузовой и сельхозтехники, автобусов. Это коснулось и бытовой техники, тех же холодильников.

В итоге долю рынка потеряли как белорусские, так и российские производители. Причиной стал ценовой демпинг. Китайские компании продают продукцию по стоимости, которая ниже затрат на производство и его транспортировку. Смысл таких действий состоит в том, чтобы захватить долю рынка. А в будущем они компенсируют выпавшие доходы с помощью повышения цен.

— Мы будем предлагать ряд мер в рамках развития союзных программ на 2024-2026 годы. Речь идет не просто о повышении импортных пошлин. Я имею в виду антидемпинговые, спецзащитные меры. И здесь реагировать должны не только регуляторы и отраслевики, но и национальные производители, у которых есть право инициировать соответствующие расследования, — пояснил Снопков.

По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с 2015 по 2023 год Беларусь инициировала 56 обращений по изменению ставок пошлин. Из которых, по результатам проработки, была удовлетворена 41, а не принято — 8. При этом директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян отметил, что часть из этих мер были повторяющимися.

На прошедшем семинаре замминистра иностранных дел Беларуси Игорь Назарук подтвердил, что у белорусских предприятий существенно возросла потребность в использовании легитимных инструментов защиты собственного рынка и отстаивании интересов на внешних рынках. «Несмотря на декларируемую заинтересованность наших производителей, решительных шагов в этом направлении мы пока не проявляем. Мы — это в целом Беларусь», — сказал Назарук. При этом он отметил, что, как показывает практика, белорусские производители присоединяются к расследованиям, которые инициируют производители из других стран ЕАЭС, в первую очередь — из России и Казахстана.

Тут уместно отметить, что Беларусь является единственной страной в ЕЭАС, которая не вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это ограничивает возможности по влиянию на таможенно-тарифную политику.

Сейчас изменение ставки таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в Беларусь, возможно только путем изменения ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС), которые не превышают обязательств России перед ВТО. То есть белорусские предприятия не могут требовать установить ввозную таможенную пошлину выше размера, определенного в ходе переговоров при вступлении РФ в ВТО.

Кроме того, предлагая повысить ставку ввозной таможенной пошлины, необходимо четко обосновать экономический смысл такого действия. Чем профессиональнее подготовлено обращение, тем легче убедить партнеров в странах ЕАЭС в необходимости введения предлагаемой меры, — подчеркнул Казарян.

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются в дополнение к ввозным таможенным пошлинам, установленным ЕТТ ЕАЭС.  Данные меры применяются после проведения расследования и принятия по нему соответствующего решения.

В настоящее время в отношении 24 товарных групп в ЕАЭС действуют антидемпинговые меры. Из них 10 товаров производятся в Беларуси. «То есть по этим позициям защитные меры действуют в интересах белорусских производителей», — сказал  директор Департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК Андрей Захаров.

Большая часть антидемпиновых мер введена в отношении китайских поставщиков. Что касается продукции, то доминируют металлургия, машиностроение, химия и товары народного потребления.

Чтобы инициировать антидемпинговое расследование, предприятиям необходимо соответствовать определенным критериям.  Так, заявитель и высказавшиеся в поддержку заявления производители ЕАЭС должны производить не менее 25% от всего объема производства на территории союза.

— Это необходимо, чтобы понимать, причиняет ли демпинговый импорт ущерб отрасли экономики, производящей аналогичный товар. Кроме того, следует предоставить доказательства, что китайский производитель в течение года наращивал объемы поставок продукции на рынок ЕАЭС по ценам, которые ниже, чем в Китае. Тут отмечу, что периодически демпинговым импортом называют ситуацию, когда, например, китайский товар продается дешевле белорусского в ЕАЭС. Однако это не так. Надо смотреть, сколько стоит этот китайский товар в Китае, — сказал Захаров.

При этом между этими элементами должна быть установлена причинно-следственная связь.

— Надо доказать, что именно демпинговый импорт наносит вред отрасли экономики в ЕАЭС. Потому что негативные изменения в хозяйственной деятельности компаний могут происходить не только из-за демпинга, но и из-за других факторов, — отметил представитель ЕЭК.

Белорусский бизнес также интересовало, как можно подготовить доказательную базу, если большая часть внешнеторговой статистики в Беларуси сейчас находится под грифом ДСП.

— Государственные предприятия вправе обратиться с соответствующим запросом в вышестоящие организации, министерства и концерны, негосударственные – в местные исполкомы. Госорганы подготовят обращения в правительство с просьбой предоставить данные Белстата по импорту (и экспорту) конкретных групп товаров с целью проведения расследования, — пояснил представитель МИД Беларуси.

Антидемпинговое расследование может длиться от 12 до 18 месяцев. Столь большой срок необходим для того, чтобы не только собрать все документы и доказательства и их проанализировать, но и провести различные слушания, в которых смогут участвовать все заинтересованные стороны – как заявители, так и их оппоненты. Расследование завершается рассмотрением вопроса коллегией ЕЭК, которая принимает соответствующее решение.

Белорусские предприятия, бывает, теряют время, когда изначально обращаются по поводу введения защитных мер в ЕЭК. На первом этапе свои намерения госпредприятия должны согласовать с курирующими ведомствами, а частные компании – облисполкомом или Мингорисполкомом. При этом  инициатива должна найти поддержку у ряда отраслевых регуляторов – Минфина, ГТК, МАРТ и других. «Чтобы не получилось так, что вы предложили меру для себя, а она негативно скажется на всех остальных», пояснили в МИД Беларуси.

В ЕЭК не хотят ускорять таможенно-тарифное регулирование и делать все впопыхах. Как показывает практика, это может быть не лучшее решение.

Весной 2022 года Евразийская экономическая комиссия на фоне санкций в отношении России и Беларуси обнулила ставки таможенных пошлин на ввоз в ЕАЭС примерно 1,3 тысячи видов товаров критического импорта. Решение действовало в течение года.

— Да, данная мера обеспечила стабильность экономик. Но, скажу откровенно, проработка этих 1300 товарных позиций на площадке ЕЭК и в странах была не на должном уровне, — пояснил Ваагн Казарян. — В результате мы столкнулись с тем, что экономики стран, даже те которые были инициаторами обнуления пошлин, имели негативные последствия от принятия данных мер. Поэтому было согласовано решение о непродлении пакетного принципа. Теперь каждая инициатива прорабатывается отдельно.

Справедливости ради скажем, что китайские производители тоже не сидят сложа руки, а пытаются обойти антидемпинговые меры. Могут поставлять продукцию в ЕАЭС через третьи страны (например, Малайзию) либо изменять состав кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, на который распространяются ограничительные меры. Но ЕЭК реагирует и на такие действия, подчеркнул Захаров. В качестве примера можно привести антидемпинговые пошлины в отношении грузовых шин из КНР, действие которых в 2023 году распространили и на ходовые колеса, поставляемые в сборе (комплекте).

К слову, положения Договора о ЕАЭС позволяют государствам-членам ЕАЭС вводить и применять в торговле с третьими странами меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке на временной основе. К ним относятся: запрет ввоза и (или) вывоза товаров; количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров; разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.