МАРТ вынес на общественное обсуждение проект Указа, который запланирован ко вступлению в силу одновременно с новой редакцией Закона о госзакупках — 1 июля 2019 г. Какие изменения он предусматривает?

По общему порядку проведения закупок

1. Путем проведения процедур госзакупок необходимо будет заключать договоры аренды, в том числе лизинга. Ни действующая, ни новая редакция Закона о госзакупках этого прямо не предусматривают. На практике высказывались различные точки зрения по поводу распространения законодательства о госзакупках на заключение договоров, в частности лизинга. Cогласно проекту Указа по договору лизинга выбор предмета лизинга и продавца будет осуществлять лизингодатель. Урегулирование вопросов заключения договоров лизинга и при закупках за счет собственных средств также запланировано.

2. Для выполнения функций по госзакупкам заказчики смогут назначить работника, освоившего содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок. Согласно новой редакции Закона для выполнения функций, установленных Законом и иными актами законодательства о госзакупках, заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере госзакупок.

Это бы потребовало наличия у таких специалистов подготовки по образовательным программам высшего образования либо образовательным программам переподготовки в сфере госзакупок. Однако сейчас обучение в данной сфере осуществляется только по образовательным программам дополнительного образования взрослых (на курсах повышения квалификации, семинарах и т.п.), которые направлены на профессиональное совершенствование работников, а не на присвоение или подтверждение квалификации.

3. Запрет на участие взаимозависимых лиц в одной процедуре госзакупки. Если предмет госзакупки разделен на части (лоты), запрет будет действовать на совместное участие таких лиц в одной части (лоте). Термин «взаимозависимые лица» предложено использовать в значении, определенном ст. 20 НК. Отметим, что с 1 января 2019 г. со вступлением в силу новой редакции НК больше лиц считаются взаимозависимыми.

4. Документы о закупке должны содержать сведения о возможности привлечения к выполнению работ либо оказанию услуг субподрядчиков (соисполнителей). Также необходимо будет указывать предельный объем работ либо услуг, которые могут быть переданы таким лицам. Ни действующая, ни новая редакция Закона о госзакупках этого не требуют.

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в проекте договора госзакупки согласно проекту Указа должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о субподрядчиках или соисполнителях, привлекаемых для выполнения договора. Однако объем и характер предоставляемой информации не уточняется.

По процедуре закупки из одного источника

5. Больше случаев проведения процедуры закупки из одного источника.

Можно будет провести такую процедуру:

— при приобретении здания, строения, сооружения, помещения, имеющих нежилое назначение, определенных актом законодательства;

— аренде здания, строения, помещения, имеющих нежилое назначение;

— приобретении услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию арендуемого помещения, приобретении услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование заказчику, в случае, если эти услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в безвозмездное пользование и (или) в оперативное управление.

6. Совмин установит случаи, когда можно будет не изучать конъюнктуру рынка. В целом порядок изучения конъюнктуры рынка согласно новой редакции Закона о госзакупках устанавливает уполномоченный госорган по госзакупкам, которым является МАРТ. Статус уполномоченного госоргана в этой сфере МАРТ сохранит и после 1 июля 2019 г.

7. Ограничения для товаров (работ, услуг) иностранного происхождения при проведении процедуры закупки из одного источника. Предлагается в ходе изучения конъюнктуры рынка при проведении этой процедуры обязать заказчиков применять префпоправку и условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения, если они установлены Совмином. На сегодняшний день префпоправка применяется при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов ценовых предложений, а ограничения действуют в отношении отдельных товаров при проведении электронного аукциона, открытого конкурса и запроса ценовых предложений.

8. Меньше размещаемых сведений в справках по результатам процедуры закупки из одного источника. Совмин будет вправе определить случаи, когда заказчики (организаторы) смогут не размещать справки по результатам проведения процедур закупок из одного источника либо размещать информацию ограниченного объема о таких закупках, в частности, при осуществлении закупок до 300 БВ. Это призвано снизить издержки заказчиков на размещение информации о «мелких» закупках, при этом вести учет таких закупок.

По договору на госзакупку

9. С субъектами естественных монополий можно будет заключать договоры на срок более года. Также это будет возможно и при заключении договора с организациями, к исключительной компетенции которых законодательными актами отнесено выполнение определенных видов работ или услуг, а также с лицами, определенными решениями Президента либо по его решению или поручению Совмина.

10. Право продлить на первые два месяца года ранее заключенные договоры при приобретении товаров (работ, услуг), в которых имеется ежедневная (еженедельная) потребность. В частности, это актуально при приобретении продуктов питания, лекарственных средств и некоторых других товаров.

11. В качестве валюты договора и валюты денежных обязательств по договору предложено установить белорусский рубль. Эта норма направлена на создание равных условий для резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. Как указано в обосновании, сейчас с нерезидентами заключаются договоры в иностранной валюте. Они более застрахованы по сравнению с резидентами при колебании курса валюты. Случаи, когда ценой договора может быть иностранная валюта, будут определены Совмином. Например, вероятно разрешение использования валюты при закупке лекарственных средств у иностранных производителей.

12. Участник-победитель должен будет предоставить обеспечение исполнения обязательств по договору, если цена предложения будет более чем на 25% ниже ориентировочной стоимости предмета госзакупки. Это сделано для избежания необоснованного снижения участниками цен своих предложений в целях последующего выбора их участниками-победителями и для гарантии исполнения договора по результатам процедуры закупки по цене, предложенной в процедуре.

Замечания и предложения по проекту Указа можно направить до 18 января 2019 г.
на электронный адрес. Также обсуждение проекта Указа проводится в специальной теме на Правовом форуме Беларуси.