Постановлением Правительства от 11.04.2022 N 220 «О мерах по совершенствованию работы коллегиальных образований»  урегулирован порядок создания комиссий и иных формирований (рабочих групп, советов, оргкомитетов, штабов) (далее — коллегиальные образования). Постановление N 220 вступает в силу с 14.04.2022, а прежний НПА (постановление N 1676), который регулировал эти правоотношения, признан утратившим силу.

1. Новый порядок создания коллегиальных образований

Постановлением N 220 определено, что коллегиальные образования могут создаваться по решению Правительства или Премьер-министра с целью (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 постановления N 220):

— подготовки предложений по отдельным вопросам госуправления;

— разработки проектов постановлений Правительства и иных правовых актов;

— выполнения отдельных поручений.

Так, в случае создания подобного коллегиального образования по инициативе республиканских органов госуправления, иных госорганов (госорганизаций), подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органов в обосновании к проекту решения Правительства или Премьер-министра должны быть указаны (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 постановления N 220):

— причины невозможности решения соответствующего вопроса госорганами самостоятельно;

— принятые меры по его решению.

Отметим, что ранее подобного обоснования не требовалось (п. 1 постановления N 1676).

Помимо этого, в решениях о создании коллегиальных образований должны быть указаны (подп. 1.2 п. 1 постановления N 220):

— вид коллегиального образования (постоянное или временное);

— срок, до которого работа коллегиальных образований должна быть завершена; также может быть определено событие (иной результат), при наступлении (достижении) которого работа коллегиального образования подлежит завершению (для временного коллегиального образования);

— периодичность представления отчетов в Правительство о результатах деятельности (предусматривается, как правило, для постоянных коллегиальных образований).

Постановлением N 220 увеличена численность коллегиальных образований (ч. 1 подп. 1.3 п. 1 постановления N 220, подп. 1.1 п. 1 постановления N 1676). Она зависит от вида вопросов, которые предстоит решать коллегиальному образованию. Для наглядности численность представлена в таблице.

Компетенция коллегиальных образований Численность коллегиальных образований, не более человек
До 14.04.2022 С 14.04.2022
Вопросы межотраслевого, комплексного характера, вопросы развития межгосударственных отношений 10 12
Другие вопросы 7 9

В состав коллегиальных образований должны включаются представители (ч. 2 подп. 1.3 п. 1 постановления N 220):

— госорганов, иных организаций, непосредственно формирующих и (или) реализующих госполитику в сфере отношений, для регулирования вопросов в которой создается коллегиальное образование;

— иных организаций, а также физлица, если это необходимо для выполнения целей и задач коллегиального образования. Их допускается включать в состав коллегиальных образований, если вопросы, подлежащие разрешению, не могут быть решены путем получения разовых консультаций и мнений по конкретным вопросам деятельности коллегиального образования.

При создании постоянных коллегиальных образований в решениях, как правило, перечисляются должности входящих в их состав лиц без указания персоналий. При наличии в госоргане нескольких одинаковых наименований должностей конкретного представителя определяет руководитель госоргана (ч. 3 подп. 1.3 п. 1 постановления N 220).

В решениях о создании коллегиальных образований должен быть определен руководитель, его заместитель и при необходимости секретарь. Руководителем коллегиального образования не может быть назначено лицо ниже уровня заместителя руководителя госоргана (ч. 4 подп. 1.3 п. 1 постановления N 220).

2. Новые обязанности госорганов и их руководителей

Госорганы, руководители (или их заместители), которые определены руководителями коллегиальных образований, вносят отчеты в Правительство о результатах деятельности (подп. 1.4 п. 1 постановления N 220):

— временного коллегиального образования. Срок представления такого отчета — 15 дней со дня завершения работы такого коллегиального образования, если иной срок не был определен в решении о его создании. В данном случае сроки исчисляются в календарных, а не рабочих днях, поскольку иное не указано в постановлении N 220;

— с предложениями о необходимости (или отсутствии таковой) продолжения работы постоянных коллегиальных образований и изменения их состава. Сроки представления таких отчетов указываются в решениях о создании постоянных коллегиальных образований, а если таковые не определены — не позднее 15 января года, следующего за отчетным.

По результатам рассмотрения отчетов, представленных в Правительство, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, в Минюст направляются сведения о признании утратившими силу решений Правительства и (или) Премьер-министра, предусматривающих создание постоянных коллегиальных образований, и (или) внесения в них изменений (подп. 1.5 п. 1 постановления N 220).

Минюст на основании вышеназванных сведений ежегодно не позднее 1 марта разрабатывает проекты решений Правительства и (или) Премьер-министра о признании утратившими силу решений, предусматривающих создание постоянных коллегиальных образований, и (или) внесении в них изменений (подп. 1.6 п. 1 постановления N 220). При этом решения о создании временных коллегиальных образований в перечень решений, подлежащих признанию утратившими силу, Минюст не включает (подп. 1.7 п. 1 постановления N 220).

Одновременно с актуализацией составов коллегиальных образований, созданных до вступления в силу постановления N 220, республиканские органы госуправления, иные госорганизации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны скорректировать свои решения в целях выполнения иных требований, предусмотренных постановлением N 220 (п. 2 постановления N 220).

Постановление N 220 не распространяет свое действие (ч. 3 подп. 1.1 п. 1 постановления N 220):

— на коллегиальные образования, создаваемые Правительством во исполнение законодательных актов;

— белорусские части межправительственных комиссий, комитетов, советов, созданные в рамках международных договоров;

— белорусские делегации (части) совместных с иностранными государствами комиссий, образованных в соответствии с положениями международных договоров.