Постановлением Совмина от 18 марта 2024 г. № 185 в Беларуси повышен утильсбор на автомобили для субъектов хозяйствования.

Если авто на территорию Беларуси ввозит физлицо для личного пользования, то ставка утильсбора по-прежнему зависит только от возраста автомобиля, а если юрлицо или ИП – также от объема двигателя и массы автомобиля.

Однако от данного изменения могут пострадать и физические лица, покупающие новые автомобили, ввозимые в Беларусь в собранном виде, поскольку официальные дилеры имеют статус юрлица и будут уплачивать повышенный утильсбор, который, вероятно, включат в розничную цену. Кроме того, увеличение цен на коммерческий транспорт может повлиять на стоимость услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Также постановлением несколько изменена возрастная дифференциация транспортных средств. Если ранее устанавливались ставки утильсбора для авто трех возрастных групп (до 3 лет; от 3 до 7 лет; старше 7 лет), то со вступлением в силу изменений возрастных групп будет только две (до 3 лет включительно; старше 3 лет).

Напомним, с 1 января 2024 г. вступили в силу изменения в НК, которыми предусматривается увеличение транспортного налога на транспортные средства повышенной комфортности моложе 3 лет в 10 раз. Постановлением Совмина от 20 марта 2024 г. № 194 утвержден перечень таких премиальных автомобилей. МНС на своем сайте поспешило напомнить плательщикам-организациям о необходимости внесения авансового платежа по транспортному налогу за 1-й квартал 2024 г. (в отношении плательщиков – физических лиц сроки уплаты транспортного налога иные – до 15 ноября года, следующего за отчетным). В перечень включено 17 марок транспортных средств, а также определены модели этих марок.

Что такое утильсбор?

Утильсбор был введен в Беларуси в марте 2014 г. в соответствии с Указом от 4 февраля 2014 г. № 64. Это разовый обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц, который уплачивается в республиканский бюджет и впоследствии используется для утилизации неэксплуатируемых авто. Платеж был введен для обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также для максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторсырья. От уплаты утильсбора в Беларуси освобождены транспортные средства, перечисленные в п. 4 ст. 301 и ст. 302 НК. В случае выпуска транспортного средства в обращение на территории Беларуси и дальнейшей его продажи за рубеж возврат уплаченного утильсбора не производится.

Несмотря на вхождение Беларуси в Таможенный союз, утильсбор уплачивается в каждом конкретном государстве, в связи с чем его ставки и подходы к определению их размеров в Беларуси отличаются от иных государств, входящих в Таможенный союз.

Председатель Правления Автомобильной ассоциации «БАА», директор ООО «Автоцентр на МКАД» Сергей Варивода в интервью корреспонденту редакции отметил:

– По итогам 2023 г. официальные дилеры обеспечили порядка 5% импорта всех легковых автомобилей в страну (и новых, и б/у). Если брать цифры дилерских продаж прошлого года, то повышенные ставки утильсбора коснулись бы порядка 7 тыс. автомобилей за год. Поэтому значительная часть сегмента, на которую будут влиять новые ставки утилизационного сбора, существенно выше, чем цифры дилерских продаж, поскольку есть неорганизованный ввоз. Официальные дилеры – это небольшая надводная часть айсберга. Но есть и подводная – это импортеры (юрлица и ИП), которые не являются официальными дилерами, но тоже импортируют автомобили. Поэтому, по нашим оценкам, повышенные ставки утильсбора в 2024 г. коснутся десятков тысяч автомобилей.

Как изменились ставки утильсбора для юрлиц?

Ставки утильсбора изменились следующим образом:

1) для легковых автомобилей:

с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. см – 3145,69 рублей для авто до трех лет и 8026,93 рублей – более трех лет (до повышения – 1652,2 рубля и 5771,7 рубль соответственно);

с рабочим объемом двигателя от 1000 до 2000 куб. см – 11 645,24 рублей для авто до трех лет и 20 485,71 рублей – более трех лет (до повышения – 6115,2 рублей и 8995,1 рублей соответственно);

с рабочим объемом двигателя от 2000 до 3000 куб. см – 32 727,55 рублей для авто до трех лет и 49 548,46 рублей – более трех лет (до повышения – 9652,7 рубля и 17 554,7 рубля соответственно);

с рабочим объемом двигателя от 3000 до 3500 куб. см – 37 577,8 рублей для авто до трех лет и 57 528,9 рублей для авто более трех лет (до повышения – 8898,6 рублей и 31 036,5 рублей соответственно);

с рабочим объемом двигателя свыше 3500 куб. см – 47 851,65 рубль для авто до трех лет и 62 906,01 рублей – более трех лет (до повышения – 15 253,7 рубля и 38 125,9 рублей соответственно);

2) для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, за исключение седельных тягачей:

свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны – 18 653,31 рубля для авто до трех лет и 27 137,37 рублей – более трех лет (до повышения – 6 534,0 рубля и 10 209,4 рублей соответственно);

свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн – 19 524,96 рубля для авто до трех лет и 29 055,0 рублей – более трех лет (до повышения – 8 167,5 рублей и 13 068,0 рублей соответственно);

свыше 5 тонн, но не более 8 тонн – 20 338,5 рублей для авто до трех лет и 46 488,0 рублей – более трех лет (до повышения – 8 984,2 рубля и 37 243,0 рубля соответственно);

свыше 8 тонн, но не более 12 тонн – 28 822,56 рубля для авто до трех лет и 78 564,72 рубля – более трех лет (до повышения – 8 984,2 рубля и 37 243,8 рубля соответственно);

свыше 12 тонн, но не более 20 тонн – 32 715,93 рублей для авто до трех лет и 114 302,37 рубля – более трех лет (до повышения – 10 944,4 рубля и 56 437,5 рублей соответственно);

свыше 20 тонн, но не более 50 тонн – 89 082,63 рубля для авто до трех лет и 187 695,3 рублей – более трех лет (до повышения была градация от 20 до 30 тонн и от 30 до 50 тонн; на первую категорию ставки составляли 12 006,3 рублей и 82 165,0 рублей соответственно, на вторую – 12 600,0 рублей и 86 300,0 рублей соответственно);

3) для автобусов с рабочим объемом двигателя:

не более 2500 куб. см – 18 246,54 рублей для транспортных средств до трех лет и 18 478,98 рублей – более трех лет (до повышения – 4 900,5 рублей и 8 167,5 рублей соответственно);

свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см – 64 211,55 рубль для транспортных средств до трех лет и 97 218,03 рублей – более трех лет (до повышения – 9 801,0 рубль и 24 502,5 рубля соответственно);

свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см – 71 707,74 рублей для транспортных средств до трех лет и 92 046,24 рублей – более трех лет (до повышения – 13 068,0 рублей и 35 937,0 рублей соответственно);

свыше 10 000 куб. см – 82 922,97 рубля для транспортных средств до трех лет и 130 515,06 рублей – более трех лет (до повышения – 16 335,0 рублей и 42 471,0 рубль соответственно);

4) для прицепов и полуприцепов массой свыше 10 тонн – 23 244,0 рубля для транспортных средств до трех лет и 78 448,5 рублей – более трех лет (до повышения на такие прицепы и полуприцепы до трех лет утильсбор не устанавливался, а более трех лет – составлял 38 640,0 рублей).

Что повлекло изменение ставок утильсбора?

В августе 2023 г. размеры утильсбора на ввозимые авто были существенно увеличены в России (особенно в отношении автомобилей с большим объемом двигателя). Повышение в России коснулось не только легковых автомобилей, но и грузовиков, автобусов и спецтехники. В соседнем государстве повышение ставок данного платежа было направлено на стимулирование спроса на транспортные средства, произведенные в России, поскольку повышенный утильсбор поднимает стоимость транспортных средств, ввезенных из-за рубежа (на саму сумму сбора, а также на НДС с нее, поскольку такие затраты включаются в себестоимость).

После этого многие автоэксперты Беларуси начали прогнозировать аналогичные изменения и в Беларуси. Главным аргументом служила необходимость уравнять возможности белорусских автодилеров, которые продают автомобили, закупая их напрямую от зарубежного производителя, и автодилеров, которые закупают их у посредника – официального дистрибьютора из России. Во втором случае уплачиваемый в России более высокий утильсбор включается в цену для белорусского дилера, если на данные автомобили выдан российский ПТС (аналог белорусского техпаспорта).

Эти изменения в совокупности с повышением курса доллара по отношению к российскому рублю повлияли и на падение в Беларуси спроса на подержанные авто со стороны россиян, чем создали некоторые проблемы для бизнеса по пригону б/у авто из-за рубежа. Впоследствии изменения в таможенном законодательстве России, которые вступят в силу с 1 апреля 2024 г., несколько «оживили» этот рынок, однако после 1 апреля 2024 г. ожидается его новое падение.

Какие варианты «уклониться» от повышенного утильсбора?

Все подобные варианты связаны с первоначальным ввозом транспортных средств физическим лицом и последующей их перепродажей субъектам хозяйствования. Однако, во-первых, физическое лицо для личного пользования может пригнать по более низкой ставке утильсбора далеко не любое транспортное средство (ставки этого платежа на грузовые автомобили, автобусы, спецтехнику и др. установлены одинаковые как для физлиц, так и для юрлиц). Во-вторых, с точки зрения законодательства такие сделки по иску в суд заинтересованного лица (в т.ч. государственных органов) могут быть признаны недействительными. Однако законодательство Беларуси не содержит каких-либо временных ограничений на отчуждение приобретенных транспортных средств и не предусматривает необходимости доплаты утильсбора до уровня ставок, установленных для субъектов хозяйствования.

Для ИП в силу статуса физического лица остается возможность пригнать, например, легковой автомобиль для личного пользования, а затем поставить его на учет как используемый в предпринимательской деятельности. Схожий вариант могут использовать и участники (члены) юридического лица, приобретя транспортное средство для личного пользования, а затем внеся его в качестве вклада в уставный фонд организации. Конечно, это связано с некоторыми издержками на оценку стоимости вносимого имущества, но сэкономить на утильсборе может получиться.

Как изменится рынок?

Льгота в виде освобождения от уплаты утильсбора в соответствии с НК предоставлена в отношении транспортных средств, произведенных (изготовленных) на территории Беларуси организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, которые образуются в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств. В связи с этим повышение ставок утильсбора не повлияет на автомобили, производимые такими белорусскими организациями (например, ОАО «МАЗ», СЗАО «Белджи», ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Лидские автобусы „Неман“» и др.). Реестр таких организаций ведет Минпром. Это обеспечит отсутствие роста цен на продукцию таких заводов, что создаст им конкурентные преимущества в отдельных сегментах рынка транспортных средств.

По мнению Сергея Вариводы, «рынок – это субстанция очень взаимосвязанная. Когда в одном сегменте рынка цены растут, это происходит и в других сегментах, потому что всегда возникает желание продать свой автомобиль по рыночной цене. Любое повышение цен в каком-то значимом сегменте рынка косвенно приведет к удорожанию автомобилей в целом для всех потребителей. Поэтому, конечно, повышение утильсбора с точки зрения ценового регулирования – это проинфляционная мера, которая имеет ярко выраженную протекционистскую направленность: надо защитить местное автопроизводство, уходить от импорта. Но пока что она будет раскручивать маховик розничных цен для потребителей».

Что будет с отдельными сегментами авторынка?

Эксперты прогнозируют рост стоимости на грузовые авто, автобусы и спецтехнику. Это, по их мнению, значительно снизит спрос на ввезенные из-за рубежа транспортные средства данных категорий и увеличит спрос на такие транспортные средства, производимые или собираемые в Беларуси. Однако, по мнению некоторых экспертов, в Беларуси производится недостаточно такой техники даже для того, чтобы удовлетворить внутренний спрос.

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов. Как отмечает Сергей Варивода, «если говорить об автомобилях сегмента N (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов), то там дилеры и потребители имеют дело с легкими коммерческими автомобилями. Сюда относятся, например, пикапы, которые конструктивно и по ряду характеристик не сильно отличаются от равных внедорожников. Но почему-то законодатель их разделяет, причем достаточно существенно. То есть для пикапов повышение ставок утилизационного сбора очень большое – рост в 3 раза – это слишком много. Да и сама по себе ставка очень высокая. При этом любители этой категории автомобилей (пикапов) – не обязательно рыболовы или охотники, это еще и фермеры, выездная мелкая торговля, энергетики, газовики, связисты. То есть все, кому нужен такой маленький практичный автомобиль, где и в кабину можно посадить несколько пассажиров, и небольшой груз положить в кузов. Они, наверное, будут наиболее пострадавшим сегментом от повышения утильсбора».

На прошлой неделе Office Life обратил внимание на рынок седельных тягачей и пообщался с дилерами таких транспортных средств, которые отметили, что из-за повышения ставок утильсбора новые контракты на поставку такой техники с зарубежными партнерами сейчас практически не заключаются, а новые поставки техники временно поставлены на паузу.

Премиальные автомобили. Сергей Варивода в интервью корреспонденту редакции, рассуждая о влиянии 10-кратной ставки транспортного налога на автомобили повышенной комфортности, отметил: «Я думаю, что влияние будет совершенно незначительным, потому что оно коснулось автомобилей премиальных марок, цены на которые и раньше были немаленькими, а сейчас стали запредельными. И на фоне цен на эти автомобили увеличение годовой ставки транспортного налога на сумму, в несколько десятков раз меньше стоимости автомобиля, существенно повлиять на рынок не может. Поэтому большого влияния новых ставок мы не видим. Так как в перечне, утвержденном Правительством, в основном иномарки из так называемых недружественных стран, ввоз которых практически прекращен официальными дилерами, то на дилерские продажи это никак не повлияет. Если говорить о параллельном импорте, то мы его не администрируем, но знаем, что по объему это ввоз, исчисляемый несколькими тысячами премиальных автомобилей в год. Поэтому, на наш взгляд, повышенная ставка транспортного налога и бюджет особенно не пополнит, и на продажи сильно не повлияет».

Читайте также:

Новые ставки утилизационного сбора

НК-2024: изменения в транспортном налоге с 01.01.2024

Транспортный налог за взятый в лизинг автомобиль

Изменения в налоговую декларацию по транспортному налогу

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/