Постановлением МАРТ от 22.03.2022 N 23 «Об утверждении регламентов административных процедур в области защиты прав потребителей и рекламы» приняты в том числе регламенты админпроцедур: по госрегистрации рекламной игры; получению, продлению и переоформлению разрешения на размещение средства наружной рекламы (Паспорт средства наружной рекламы, Паспорт); согласованию содержания наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве. Регламенты действуют с 13.11.2022 (п. 2 постановления N 23). Рассмотрим их подробнее.

1. Регистрация рекламной игры

Рекламные игры проводятся в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг). Организатор рекламной игры (далее — организатор) должен ее зарегистрировать в МАРТ (п. 5 Положения о рекламных играх).

Регистрация рекламной игры проводится по подп. 8.2.1 Единого перечня административных процедур: «Государственная регистрация рекламной игры и получение свидетельства о государственной регистрации рекламной игры». Утвержден регламент данной административной процедуры. Остановимся на основных моментах, которые уточнены в регламенте админпроцедуры и которые надо учесть:

1) список документов, которые необходимо представить в МАРТ для проведения административной процедуры, остался прежнем (п. 6 Положения о рекламных играх, п. 2 Регламента 8.2.1). В то же время есть уточнения, касающиеся заявления о госрегистрации рекламной игры. Так, закреплено то, что оно должно содержать:

— сведения, предусмотренные ч. 1 п. 5 ст. 14 Закона об основах административных процедур. К ним, в частности, относятся: наименование админпроцедуры; для заинтересованного юрлица — наименование и место нахождения, регистрационный номер в ЕГР, наименование госоргана, иной госорганизации, осуществивших госрегистрацию; перечень документов и (или) сведений (при их наличии), представляемых вместе с заявлением;

— сведения об оплате админпроцедуры посредством системы ЕРИП (учетный номер операции или отметка о платеже), если она использовалась (абз. 9 ч. 1 п. 5 ст. 14 Закона об основах административных процедур);

2) уточнено, что документы нужно подать в письменной форме (п. 2 Регламента 8.2.1):

— нарочным (курьером)

— или по почте.

2. Получение Паспорта средства наружной рекламы

По общему правилу для размещения средства наружной рекламы необходимо получить Паспорт. Для этого предусмотрена административная процедура по подп. 8.13.1 Единого перечня административных процедур: «Получение разрешения на размещение средства наружной рекламы». Утвержден регламент данной административной процедуры.

Основными уточнениями и новшествами в отношении этой процедуры являются:

1) закреплено, что решение о выдаче Паспорта на размещение средства наружной рекламы на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» принимает государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», за исключением территорий (подп. 1.1 п. 1 Регламента 8.13.1):

— населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом;

— садоводческих товариществ;

— дачных кооперативов.

Ранее такого исключения предусмотрено не было;

2) зафиксированы наименования госорганов, иных организаций, осуществляющих прием, подготовку к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдачу административных решений, принятие административных решений об отказе в принятии заявлений заинтересованных лиц. При этом организации, уполномоченные это делать, указаны согласно административно-территориальным делениям. Например, на территории Могилевской области (абз. 9 подп. 1.2 п. 1 Регламента 8.13.1):

— в Быховском районе — это унитарное производственное коммунальное предприятие «Быховпроектсервис»;

— в Горецком районе — Горецкое унитарное коммунальное производственное предприятие «Проектное бюро»;

— в Кличевском районе — коммунальное унитарное дочернее предприятие «Управление капитальным строительством Кличевского района»;

— в Осиповичском районе — Осиповичское унитарное коммунальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства;

— в г. Бобруйске — коммунальное производственное унитарное предприятие «Реклама и услуги»;

— в г. Могилеве — Могилевское городское унитарное коммунальное производственное предприятие «Проектное специализированное бюро»;

3) установлено, что дополнительные основания для отказа в осуществлении админпроцедуры, предусмотренные в п. 17 и 18 Положения о размещении средств наружной рекламы N 395, не применяют, если планируют разместить средства наружной рекламы на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (территория индустриального парка) (подп. 1.4.1 п. 1 Регламента 8.13.1):

— Китайско-Белорусское совместное закрытое акционерное общество «Компания по развитию индустриального парка» (далее — совместная компания);

— юрлица, осуществляющие деятельность на территории индустриального парка, 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит совместной компании (далее — юрлицо, осуществляющее деятельность на территории индустриального парка);

— резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее — резидент индустриального парка);

4) уточнен перечень документов, необходимых для обращения за получением Паспорта. Отдельный список документов предусмотрен для получения Паспорта средства наружной рекламы совместной компанией, юрлицом, осуществляющим деятельность на территории индустриального парка, или резидентом индустриального парка при размещении средства наружной рекламы на территории индустриального парка. В таком случае заявитель обязан предоставить (подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.13.1):

— заявление на выдачу разрешения на размещение средства наружной рекламы в соответствии с ч. 2 п. 108 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

— эскиз средства наружной рекламы на бумажном носителе в цвете в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения;

— письмо или иной документ о согласии собственника или уполномоченного им лица на размещение средства наружной рекламы, за исключением случаев, когда собственник и рекламораспространитель являются одним лицом;

— проект привязки средства наружной рекламы к участку местности, если размещение средства наружной рекламы требует разрытия грунта или выполнения иных земляных работ. Документ должен быть согласован с совместной компанией, за исключением случая, когда рекламораспространителем является совместная компания.

Во всех остальных случаях список документов иной и более обширный. При этом по сравнению с ранее действующим список необходимых документов скорректирован и требования к некоторым документам уточнены (подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.13.1, подп. 9.11.1 п. 9.11 Перечня административных процедур, ч. 1 п. 6 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395). В частности:

— уточнено, что эскиз средства наружной рекламы в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения выполняется на бумажном носителе в цвете. При этом если средство наружной рекламы размещается на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «0», «1», «2» или без категории, их территориях и в зонах их охраны — то данный эскиз надо предоставить в 3 экземплярах;

— установлено, что давность фотографий места размещения средства наружной рекламы должна быть не более 1 месяца;

— исключено требование при первом обращении предоставлять копию документа, подтверждающего государственную регистрацию рекламораспространителя;

— введена обязанность предоставлять проект привязки средства наружной рекламы к участку местности, если размещение средства наружной рекламы требует разрытия грунта или выполнения иных земляных работ, — при подаче заявления на выдачу разрешения на размещение средства наружной рекламы в государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

Примечание
Закреплено, что в обоих случаях документы для получения Паспорта средства наружной рекламы подаются в письменной форме: нарочным (курьером) или по почте (подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.13.1).

5) закреплено, какие согласования уполномоченный орган получает самостоятельно.

Нововведением, например, является обязанность самостоятельно получать уполномоченным органом письмо или иной документ о согласии уполномоченного лица на размещение средства наружной рекламы, если место размещения средства наружной рекламы находится в коммунальной собственности (абз. 5 — 8 ч. 2 п. 8, ч. 2 п. 9 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395; подп. 2.2 п. 2 Регламента 8.13.1).

Примечание
Сроки, на которые выдается Паспорт средства наружной рекламы, остались прежними (п. 16 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395, п. 3 Регламента 8.13.1).

3. Продление Паспорта средства наружной рекламы

Паспорт выдается на определенный срок. Если по его истечении планируется дальнейшее размещение рекламы, срок его действия надо продлить.

Для этого предусмотрена административная процедура по подп. 8.13.2 Единого перечня административных процедур «Продление действия разрешения на размещение средства наружной рекламы». Утвержден регламент данной административной процедуры. Основными уточнениями и новшествами в отношении данной процедуры являются:

1) аналогично, как и для админпроцедуры по получению Паспорта, закреплено, что решение о выдаче Паспорта на размещение средства наружной рекламы на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» принимает государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», за исключением территорий (подп. 1.1 п. 1 Регламента 8.13.2):

— населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом;

— садоводческих товариществ;

— дачных кооперативов.

Как и для получения Паспорта, ранее такого исключения для продления Паспорта предусмотрено не было.

Также аналогично зафиксированы наименования госорганов, иных организаций, осуществляющих прием, подготовку к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдачу административных решений, принятие административных решений об отказе в принятии заявлений заинтересованных лиц. При этом организации, уполномоченные это делать, указаны согласно административно-территориальным делениям (подп. 1.2 п. 1 Регламента 8.13.2);

2) установлено, что дополнительные основания для отказа в принятии заявления для продления Паспорта, предусмотренные в п. 23 Положения о размещении средств наружной рекламы N 395, не применяют, если средства наружной рекламы размещены на территории индустриального парка (подп. 1.4.1 п. 1 Регламента 8.13.2):

— совместной компанией;

— юрлицом, осуществляющим деятельность на территории индустриального парка;

— резидентом индустриального парка.

При это уточнено, что данное исключение не распространяется (подп. 1.4.1 п. 1 Регламента 8.13.2):

— на территорию населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом;

— садоводческие товарищества;

— дачные кооперативы;

3) установлено, что дополнительные основания для отказа в осуществлении админпроцедуры, предусмотренные в п. 29 Положения о размещении средств наружной рекламы N 395, не распространяются на совместную компанию, юрлица, осуществляющие деятельность на территории индустриального парка, резидентов индустриального парка (подп. 1.4.2 п. 1 Регламента 8.13.2);

4) уточнен перечень документов, необходимых для обращения за продлением Паспорта.

Так, отдельный список документов предусмотрен для продления Паспорта средства наружной рекламы совместной компанией, юрлицом, осуществляющим деятельность на территории индустриального парка, или резидентом индустриального парка при размещении средства наружной рекламы на территории индустриального парка. В таком случае заявитель обязан предоставить (подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.13.2):

— заявление на продление действия разрешения на размещение средства наружной рекламы в соответствии с ч. 2 п. 108 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

— эскиз средства наружной рекламы на бумажном носителе в цвете в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения;

— письмо или иной документ о согласии собственника или уполномоченного им лица на размещение средства наружной рекламы, за исключением случаев, когда собственник и рекламораспространитель являются одним лицом.

Перечень документов, необходимых для обращения за продлением Паспорта во всех остальных случаях, претерпел ряд изменений и уточнений (подп. 9.11.2 п. 9.11 Перечня административных процедур, подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.13.2):

— исключена обязанность предоставлять письмо или иной документ о согласии собственника или уполномоченного лица на размещение средства наружной рекламы;

— установлено, что давность фотографий места размещения средства наружной рекламы должна быть не более 1 месяца;

Примечание
Закреплено, что в обоих случаях документы для продления Паспорта средства наружной рекламы подаются в письменной форме: нарочным (курьером) или по почте (подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.13.2).

5) закреплено, какие согласования уполномоченный орган получает самостоятельно. Так, он обязан самостоятельно получать (подп. 2.2 п. 2 Регламента 8.13.2):

— письмо или иной документ о согласии уполномоченного лица на размещение средства наружной рекламы, если место размещения средства наружной рекламы находится в коммунальной собственности;

— сведения о соответствии (несоответствии) средства наружной рекламы и (или) его размещения требованиям к размещению средств наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог или площадей населенных пунктов, установленным в приложении 1 к постановлению N 395.

Ранее это не было закреплено.

Примечание
Сроки, на которые продлевается Паспорт средства наружной рекламы, остались прежними (п. 27 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395, п. 3 Регламента 8.13.2).

4. Переоформление Паспорта средства наружной рекламы

В некоторых случаях Паспорт необходимо переоформить. Например, в случае перехода права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на средство наружной рекламы к другому рекламораспространителю (абз. 3 ч. 1 п. 32 Положения о размещении средства наружной рекламы N 395).

Для этого предусмотрена административная процедура по подп. 8.13.3 Единого перечня административных процедур: «Переоформление разрешения на размещение средства наружной рекламы». Утвержден ее регламент. Основными уточнениями и новшествами по сравнению с ранее действующим порядком являются:

1) аналогично, как и для админпроцедур по получению и продлению Паспорта, закреплено, что решение о выдаче Паспорта на размещение средства наружной рекламы на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» принимает государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», за исключением территорий (подп. 1.1 п. 1 Регламента 8.13.3):

— населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом;

— садоводческих товариществ;

— дачных кооперативов.

Как и для получения и продления Паспорта, ранее такого исключения для переоформления Паспорта не было предусмотрено.

Также аналогично зафиксированы наименования госорганов, иных организаций, осуществляющих прием, подготовку к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдачу административных решений, принятие административных решений об отказе в принятии заявлений заинтересованных лиц. При этом организации, уполномоченные это делать, указаны согласно административно-территориальным делениям (подп. 1.2 п. 1 Регламента 8.13.3);

2) установлено, что дополнительные основания для отказа в принятии заявления для переоформления Паспорта, предусмотренные в п. 33 Положения о размещении средств наружной рекламы N 395, не применяют, если средства наружной рекламы размещены на территории индустриального парка (подп. 1.4.1 п. 1 Регламента 8.13.3):

— совместной компанией;

— юрлицом, осуществляющим деятельность на территории индустриального парка;

— резидентом индустриального парка.

При это уточнено, что данное исключение не распространяется (подп. 1.4.1 п. 1 Регламента 8.13.3):

— на территорию населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом;

садоводческие товарищества;

дачные кооперативы;

3) установлено, что дополнительные основания для отказа в осуществлении админпроцедуры, предусмотренные в п. 38 Положения о размещении средств наружной рекламы N 395, не распространяются на совместную компанию, юрлица, осуществляющие деятельность на территории индустриального парка, резидентов индустриального парка (подп. 1.4.2 п. 1 Регламента 8.13.3);

4) уточнен перечень документов, необходимых для обращения за переоформлением Паспорта.

Как и в иных случаях (получение и продление Паспорта), предусмотрен отдельный список документов для переоформления Паспорта совместной компанией, юридическим лицом, осуществляющим деятельность на территории индустриального парка, или резидентом индустриального парка при размещении средства наружной рекламы на территории индустриального парка. В таком случае заявитель обязан предоставить (подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.13.3):

— заявление на выдачу разрешения на размещение средства наружной рекламы в соответствии с ч. 2 п. 108 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

— эскиз средства наружной рекламы на бумажном носителе в цвете в увязке с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту его размещения;

— письмо или иной документ о согласии собственника или уполномоченного им лица на размещение средства наружной рекламы, за исключением случаев, когда собственник и рекламораспространитель являются одним лицом;

— проект привязки средства наружной рекламы к участку местности, если размещение средства наружной рекламы требует разрытия грунта или выполнения иных земляных работ. Документ должен быть согласован с совместной компанией, за исключением случая, когда рекламораспространителем является совместная компания.

Перечень документов, необходимых для обращения за переоформлением Паспорта во всех остальных случаях, остался прежнем. Появилось только уточнение, что давность фотографий места размещения средства наружной рекламы должна быть не более 1 месяца (подп. 9.12 п. 9 Перечня административных процедур, подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.13.3).

 Примечание
По общему правилу срок действия переоформленного Паспорта будет соответствовать сроку действия ранее выданного Паспорта. Однако, если Паспорт переоформляется в связи с модернизацией средства наружной рекламы, в результате которой изменяется вид средства наружной рекламы и (или) в допустимых размерах площадь его рекламного поля, срок действия переоформленного Паспорта будет аналогичен сроку, на который был бы выдан новый Паспорт (ч. 3 п. 37 Положения о размещении средств наружной рекламы N 395, п. 3 Регламента 8.13.3).

5. Согласование содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве

Содержание наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве по общему правилу подлежит согласованию (абз. 4 — 5 ч. 1 подп. 4.6 п. 4 Декрета N 7). Оно проводится в рамках админпроцедуры по подп. 8.14.1 Единого перечня административных процедур «Согласование содержания наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве».

Утвержден регламент указанной админпроцедуры. Основными уточнениями и новшествами по сравнению с ранее действующим порядком являются:

1) расширение и уточнение перечня документов, необходимых для обращения за согласованием. Так, при обращении за ним необходимо предоставить (подп. 2.1 п. 2 Регламента 8.14.1, подп. 9.14 п. 9 Перечня административных процедур, п. 3 Положения о порядке согласования содержания наружной рекламы):

— заявление по установленной форме;

— макет наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве (исключение — согласование содержания наружной мультимедийной рекламы). Он должен быть выполнен на бумажном носителе в цвете в формате А4 в двух экземплярах или на электронном носителе;

— ролик наружной мультимедийной рекламы на электронном носителе — для согласования содержания наружной мультимедийной рекламы;

— фотографию транспортного средства с обозначением места размещения рекламы — для согласования содержания рекламы на транспортном средстве. Она должна быть выполнена в цвете и быть размером 9 x 13 сантиметров;

— копию аттестата, квалификационного аттестата, свидетельства или иного документа, удостоверяющего право организации или гражданина на осуществление рекламируемой деятельности, — для согласования наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве, содержащей информацию о деятельности, осуществляемой на основании такого аттестата, квалификационного аттестата, свидетельства или иного документа, удостоверяющего право организации или гражданина на осуществление такой деятельности. Дополнение списка представляемых документов введено согласно ч. 2 п. 6 ст. 10 Закона о рекламе;

— копию документа об оценке соответствия или иного документа, подтверждающего обязательную оценку соответствия рекламируемых товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, обязательной оценке соответствия в иных формах, если наличие такого документа предусмотрено актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС. Дополнение списка представляемых документов введено на основании запрета, предусмотренного абз. 3 п. 10 ст. 10 Закона о рекламе;

— копию результатов исследований или иной документ, подтверждающие преимущество рекламируемых товаров (продукции, работ, услуг), организации или гражданина, производственного объекта, торгового объекта или иного объекта обслуживания перед другими товарами (продукцией, работами, услугами), организациями или гражданами, производственными объектами, торговыми объектами или иными объектами обслуживания, — для согласования наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве, содержащей слова в превосходной степени или иные слова, создающие впечатление о таком преимуществе. Дополнение списка представляемых документов введено в связи с запретом на недобросовестную рекламу, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 26 Закона о рекламе;

— копию письма или иного документа о согласии гражданина Республики Беларусь или его законного представителя на использование в рекламе фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) (далее — имя), псевдонима, образа или высказывания гражданина Республики Беларусь, за исключением случая, когда законодательством допускается использование в рекламе имени, псевдонима, образа или высказывания гражданина Республики Беларусь без его согласия или согласия его законного представителя, — для согласования наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве, содержащей имя, псевдоним, образ или высказывание гражданина Республики Беларусь, не являющегося рекламодателем. Дополнение списка представляемых документов введено на основании запрета, предусмотренного абз. 2 п. 9 ст. 10 Закона о рекламе;

— копию документа, подтверждающего право на использование в рекламе наименования организации, товарного знака и (или) знака обслуживания, эмблемы и иной символики, изображения имущества организации или гражданина, — для согласования наружной рекламы, рекламы на транспортном средстве, содержащей наименование организации, товарный знак и (или) знак обслуживания, эмблему и иную символику, изображение имущества организации или гражданина, не являющихся рекламодателями. Дополнение списка представляемых документов введено на основании запрета, предусмотренного абз. 4 п. 9 ст. 10 Закона о рекламе;

2) закрепление случаев, когда уполномоченный орган получает согласование самостоятельно, а также когда проверяется достоверность сведений (подп. 2.2 п. 2 Регламента 8.14.1). Так, необходимо проверить достоверность информации, содержащейся в рекламе лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения, медицинской техники, биологически активных добавок к пище, а также ее соответствие требованиям п. 2 и 3, 5 — 8 ст. 15 и п. 2 — 5 ст. 15-1 Закона о рекламе. Обращается за этим уполномоченный орган в Министерство здравоохранения, Республиканское унитарное предприятие «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении».

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex