Новый министр экономики Юрий Чеботарь в качестве одной из ключевых задач назвал развитие инвестиционного цикла. По его словам, процесс уже запущен, создаются новые производства и рабочие места. Наращивание инвестиций в основной капитал представляется властям способом противодействия санкционному давлению и поддержки роста экономики Беларуси. Правда, эксперты отмечают, что значительная часть вложений – это бюджетные деньги и льготные кредиты, что несет определенные риски в перспективе.

Комплекс мер по запуску нового инвестиционного цикла утвердили в 2022 году. Он предусматривает создание благоприятной инвестиционной среды и условий для формирования «длинных денег в экономике». Один из блоков мер упраздняет избыточные технические и административные нормы и процедуры при возведении промышленных объектов. Эксперты оценивают, что, оптимизировав все эти процессы, можно сэкономить до 20–30% инвестиционных затрат на всех этапах – от проектирования, строительства, оснащения технологическим оборудованием  до сдачи объекта. При этом сроки строительства сократятся как минимум в полтора раза.

В конце 2023 года Палата представителей приняла во втором чтении проект Закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь». Он предоставляет инвесторам более широкий перечень льгот и преференций при реализации масштабных проектов. Вводится особый правовой режим специальных инвестиционных договоров, допускающий гарантированную госзакупку части произведенной продукции. Подписана и стабилизационная оговорка, т.е. гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства в период действия инвестдоговора.

Под законодательную базу формируется и пул инвестпроектов.

В частности, во всех районах Беларуси хотят запустить как минимум по одному новому производству. Ключевой посыл – восстановление экономического роста и предотвращение оттока людей из райцентров в крупные города. Изначально составили перечень из 129 инвестпроектов по принципу «один район – один проект» общей стоимостью 4,3 млрд рублей. Впоследствии список расширили до 156 проектов, предусматривающих создание более 9 тыс. новых рабочих мест. В 2023 году планировалось ввести 33 проекта, завершена реализация 10 из них, появилось более 800 рабочих мест.

Минпром разработал 65 инвестпроектов с общим объемом финансирования 5,3 млрд рублей. В результате могут быть созданы 1680 новых рабочих мест и еще 606 модернизированы.

Планы техперевооружения есть и у предприятий концерна «Белнефтехим». Мозырский НПЗ и «Нафтан», завершив глобальные инвестиционные проекты, уже приступают к следующим, которые позволят выйти на выпуск новых видов нефтехимической продукции и повысить качество уже востребованных на рынках ассортиментов.

Во всех случаях ключевые источники финансирования – собственные средства предприятий и кредиты банков.

Проблема в том, что западные санкции ограничили доступ Беларуси на европейский рынок капитала и возвели барьеры для поставки новых технологий и оборудования. Но ставить все на паузу тоже не вариант. Чтобы преодолеть технологическое отставание, Беларуси надо восполнять недостаток инвестиций последних лет, прирастать не менее чем на 20% ежегодно, говорил заместитель главы Администрации Президента Максим Ермолович. По его словам, сложный период требует нестандартных решений для запуска нового инвестиционного цикла.

Власти Беларуси нацелены на более тесную кооперацию с Россией и Китаем. Москва уже выделила Минску государственный финансовый кредит в сумме до 105 млрд росс. рублей на реализацию инвестиционных проектов.

В то же время в Минэкономики Беларуси понимают, что «делать акцент в развитии на долговую, кредитную модель – бесперспективно». Нужно создавать свой национальный инвестиционный рынок, минимизируя различного рода риски. Поэтому хотят расширить спектр финансовых инструментов, доступных для бизнеса. Речь идет об облигационных займах, акционерном капитале, реинвестировании прибыли в основной капитал. Более того, есть идея привлечь на инвестиционные цели средства населения, так называемые матрасные накопления. Но пока не совсем понятно, как задействовать вышеперечисленные инструменты.

Тем не менее, как свидетельствуют данные официальной статистики, после сокращения в 2022 году инвестиций в основной капитал на 19% в минувшем году наблюдался рост. По информации Белстата, в январе – ноябре 2023 года инвестиции увеличились на 13,9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года – до 30,836 млрд рублей. Рост отмечался по всем составляющим технологической структуры инвестиций. Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств выросли на 32,1% до 11,9 млрд рублей. Объем инвестиций в строительно-монтажные работы (включая работы по монтажу оборудования) увеличился на 7,2% и превысил 15 млрд рублей.

Наибольшие объемы инвестиций в основной капитал использовали Белорусская атомная электростанция, Беларуськалий, Минский подшипниковый завод, Минский городской технопарк.

По мнению экспертов Евразийского банка развития, инвестиционная активность в Беларуси заметно возросла во многом благодаря поддержке со стороны государства: более половины прироста инвестиций было обеспечено за счет бюджетного финансирования и льготного кредитования. В аналитическом центре BEROC считают, что выбранные властями методы стимулирования (избыточно мягкая денежно-кредитная политика, наращивание директивного кредитования и бюджетных расходов, административное влияние) способны воздействовать на выпуск только в краткосрочном периоде. Их продолжительное применение обусловливает дисбаланс спроса и предложения – перегрев экономики, масштаб которого предварительно оценивается в 2–3% потенциального ВВП в IV квартале 2023 года. Следствием этого, а также ухудшения ценовых условий торговли стали возврат сальдо внешней торговли товарами к дефициту и актуализация инфляционной угрозы.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/