В Евразийском экономическом союзе (EАЭС; входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан) собираются к 1 апреля 2024 г. создать единую систему управления рисками (СУР). Эта мера нужна для выстраивания в границах стран EАЭС целостного контроля правильности заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых из третьих стран. Инициатива исходила от России на фоне массовых поставок автомобилей в страну по заниженной стоимости. Однако с ее реализацией могут возникать трудности.

РФ вынесла проект документа о создании и применении единой системы управления рисками на заседании Евразийского межправительственного совета 2 февраля 2024 г. СУР понадобилась для полноты исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в отношении ввозимых товаров. В качестве примера приводятся случаи поступления в Россию электромобилей, которые были ввезены через Кыргызстан по заниженной таможенной стоимости.

По задумке, таможенные органы стран EАЭС должны получить законодательную возможность контролировать товары, которые были изначально оформлены в одном государстве союза, а затем ввезены в другое. Такой контроль не исключает доначисления таможенных пошлин и иных платежей.

Предполагается, что таможенные органы стран EАЭС будут ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, направлять в Евразийскую экономическую комиссию (EЭК) и таможенникам других стран EАЭС информацию о средней задекларированной стоимости ввозимых из третьих стран товаров, а также количестве проведенных мероприятий по корректировке таможенной стоимости.

В рамках СУР на уровне EАЭС, вероятно, будут созданы профили рисков товара, обязательные к исполнению всеми странами – членами союза, считает юрист по спорам с таможней Михаил Шавернев. В таком случае если, например, цена китайского электрокара BYD E6 при ввозе в Россию окажется меньше указанных в профиле риска ФТС 15 тыс. долларов, то все таможенные органы союза будут обязаны начать проверочные мероприятия. Как будут восприняты таможнями разных стран общие профили риска, сейчас неизвестно.

В 2023 г. значительно возросло количество транспортных средств, следующих в качестве товара из ЕС в страны ЕАЭС транзитом через территорию Беларуси. С увеличением потока автомобилей увеличилось и количество фактов недостоверного декларирования при их перемещении, отмечали в Государственном таможенном комитете (ГТК). Так, казахский перевозчик занизил в 1,5 раза стоимость двух легковых авто при их ввозе из Литвы. Нарушителю законодательства грозил штраф в размере до 50 тыс. белорусских рублей.

В проекте документа также говорится, что «государствам – членам ЕАЭС следует обеспечить использование товаров, ввезенных на их территории с применением тарифных льгот, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других стран «пятерки». В случае выявления нарушений будут применены «меры ответственности к лицам, нарушающим обязательства, принятые государствами – членами ЕАЭС».

Белорусская таможня уже напомнила о запрете передачи россиянам ввезенных в Беларусь электромобилей, которые были освобождены от уплаты таможенных пошлин. Случаи нарушения ограничений, связанных с продажей таких транспортных средств и последующей их регистрацией в России, имеют место. «Нарушение влечет исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов именно декларантом», – предупредили в ГТК.

Кроме того, в Беларуси действует указ № 140, согласно которому отдельные категории граждан (многодетные родители, инвалиды l и ll групп) ввозят в страну машины из-за рубежа с возмещением от государства 50% таможенных пошлин. Однако эту льготу у некоторых белорусов стали выкупать те, кто специализируется на перепродаже авто. В этих условиях «неорганизованный ввоз» в разы превысил дилерские продажи. В 2023 г. дилеры, входящие в Белорусскую автомобильную ассоциацию (БАА), импортировали около 7 тыс. автомобилей. Плюс еще было продано 15,7 тыс. машин Geely, которые собирают в Беларуси. При этом в БАА оценивали общий объем импорта по всем каналам в 100 тыс. единиц.

С реализацией предложения российского правительства могут возникать сложности, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, цепочки поставок автомобилей давно выстроены, это затрагивает интересы большого числа фирм и частников-перегонщиков. Они постараются сохранить статус-кво. Тем более, что страны ЕАЭС не заявляли, что планируют ликвидировать льготы.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/