Кодекс об образовании устанавливает, что в учреждениях образования могут создаваться центры компетенций (п. 2 ст. 170, ч. 1 п. 3 ст. 187, п. 7 ст. 203). В связи с этим Совмин постановлением от 31.08.2022 N 572 утвердил Положение о центре компетенций. Постановление от 31.08.2022 N 572 вступило в силу с 01.09.2022 (п. 7).

Разберемся, в каком порядке создаются и действуют центры компетенций.

1. Порядок создания центров компетенций

Под центром компетенций понимают структурное подразделение учреждения образования или его обособленного подразделения, которое создано в целях освоения обучающимися современного оборудования, производственных и образовательных технологий, передовых приемов и методов труда, создания условий для подготовки рабочих (служащих) и специалистов в соответствии с потребностями организаций — заказчиков кадров (абз. 4 п. 2 Положения о центре компетенций).

Обратите внимание!
Положение о центре компетенций применяется к учреждениям образования, которые реализуют одну или несколько образовательных программ профессионально-технического образования, к учреждениям среднего специального и высшего образования независимо от формы собственности и подчиненности (далее — учреждение образования). Исключение составляют учреждения образования, которые готовят кадры по специальностям для Вооруженных Сил, транспортных войск, внутренних войск МВД, органов госбезопасности, органов пограничной службы, Службы безопасности Президента, ОАЦ при Президенте, ОВД, Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, таможенных органов (п. 1 Положения о центре компетенций).

Центр компетенций создается по одной или нескольким квалификациям профессионально-технического образования, одной или нескольким специальностям, группе специальностей среднего специального, высшего образования. Для создания центра компетенций должны быть соблюдены следующие условия (п. 6, 7 Положения о центре компетенций):

— в Республике Беларусь есть два и более учреждения образования, организации, которые нуждаются в реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия (далее — программа в сетевой форме) с использованием ресурсов определенного учреждения образования;

— в учреждении образования, в котором создается центр компетенций, есть ресурсы для реализации программ в сетевой форме, в том числе для организации проживания, питания обучающихся.

Инициирует создание центра компетенций учреждение образования, учредитель учреждения образования. При этом необходимо согласование Минобразования и заинтересованных госорганов, подчиненных и (или) подотчетных Президенту, республиканских органов госуправления, иных госорганизаций, подчиненных Совмину, для которых осуществляется подготовка кадров (далее — заинтересованные организации). Для получения согласования в Минобразования нужно направить письмо и приложить к нему план создания и развития центра компетенций. Минобразования в течение месяца со дня получения письма проинформирует о согласовании открытия центра компетенций либо о несогласовании с указанием причин (п. 8, 9, ч. 1 п. 10 Положения о центре компетенций).

После согласования с Минобразования и заинтересованными организациями руководитель учреждения образования оформляет приказ о создании центра компетенций. Приказ издается при наличии решения органа самоуправления учреждения образования (п. 11 Положения о центре компетенций). После издания приказа учреждение образования должно:

— не позднее 10 календарных дней проинформировать Минобразования о создании центра компетенций;

— не позднее 15 календарных дней разработать, утвердить, разместить на своем официальном сайте паспорт центра компетенций. Он должен включать информацию о ресурсах исполнителя, которые могут быть использованы при реализации программ в сетевой форме, и потребности в их обновлении, заказчиках, обучающихся, которые проходят обучение в центре компетенций, и т.п. Паспорт центра компетенций нужно актуализировать ежегодно до 1-го декабря (п. 12 Положения о центре компетенций).

Примечание
Упраздняются центры компетенций по инициативе учреждения образования, учредителя учреждения образования или Минобразования. Для учреждений образования, их учредителей действует тот же порядок получения согласования, что и при создании центра компетенций. Упразднение такого центра также оформляют приказом (п. 8, 9, 11 Положения о центре компетенций).

2. Порядок функционирования центров компетенций

Центр компетенций работает с обучающимися учреждения образования, где создан центр, и с обучающимися заказчика на основании договора в порядке и на условиях, установленных законодательством об образовании (п. 13 Положения о центре компетенций).

Непосредственное руководство центром компетенций осуществляет заведующий центра компетенций. Он назначается на должность служащего руководителем учреждения образования. Организовывают и проводят обучение в центре компетенций обычно педагогические работники исполнителя. Количество педагогических работников определяется в соответствии с законодательством при реализации соответствующей образовательной программы (п. 15, ч. 1, 3 п. 18 Положения о центре компетенций).

По итогам обучения в центре компетенций исполнителем заказчику выдается заверенная копия соответствующих страниц следующей документации: журнала учета производственного обучения, журнала учебных занятий, журнала учета учебной и производственной практики, ведомости успеваемости и иной документации, установленной для соответствующей образовательной программы (п. 16, ч. 1 п. 17 Положения о центре компетенций).

Расходы центра компетенций по реализации программ в сетевой форме осуществляются (п. 19 Положения о центре компетенций):

— за счет бюджетных средств, выделяемых исполнителю на его функционирование, если обучающиеся получают образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

— за счет средств заказчика, полученных от реализации содержания образовательных программ на платной основе, иных источников, не запрещенных законодательством, если обучающиеся получают образование на платной основе.

Примечание
Координацию работы по созданию и функционированию центров компетенций осуществляет Минобразования. Руководители учреждений образования (уполномоченные ими лица), в структуре которых созданы центры компетенций, утверждают положения о центре компетенций (п. 3, 4 Положения о центре компетенций).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex