Артем Мельникович

юрист

ООО «ЮрСпектр» 22.08.2022 провело аудиториум ilex на тему «Валютный договор в условиях санкций». Лектором выступил Артем Мельникович. Он подробно рассказал о санкционном регулировании, а также о том, что делать, если организация либо контрагенты попадают под санкции, различные ограничительные меры.

Кроме того, лектор ответил на ряд вопросов слушателей по теме. Ниже публикуем ответы на них.

Вопрос 1: Возможна ли ликвидация СЗАО, акционерами которого являются резиденты иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юр- и (или) физлиц?

Ответ: По мнению лектора, да, возможна. В настоящий момент препятствия в законодательстве отсутствуют.

Примечание
Запрещено отчуждение участниками (акционерами) юрлиц Республики Беларусь, которые являются лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юр- и (или) физлиц, долей (акций) в уставных фондах таких юрлиц по перечню, определяемому решением Совмина (его Президиума) (подп. 2.13 п. 2 Указа N 93 от 14.03.2022).

Вопрос 2: Может ли валютный договор быть признан незаключенным, если сроки репатриации в нем не определены?

Ответ: Нет, срок репатриации не является обязательным условием валютного договора.

Примечание
Под сроком репатриации понимается срок, в который юрлицо-резидент обязано обеспечить зачисление на свои счета в банках Республики Беларусь белорусских рублей и иностранной валюты при экспорте и импорте.

Однако в валютном договоре нужно указывать сроки исполнения обязательств контрагентом-нерезидентом (ч. 2 п. 1 ст. 10 Закона о валютном регулировании):

— при экспорте — срок оплаты нерезидентом переданных ему товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполненных работ, оказанных услуг;

— импорте — срок возврата нерезидентом суммы предоплаты, уплаченной резидентом.

Лектор полагает, эти сроки исполнения обязательств контрагентом-нерезидентом можно назвать существенными условиями договора, т.к. они названы в законодательстве как обязательные. При их отсутствии договор может быть признан незаключенным (п. 1 ст. 402 ГК). Вместе с этим, насколько известно лектору, в настоящий момент в судебной практике отсутствуют случаи признания договора незаключенными со ссылкой на отсутствие в нем срока исполнения нерезидентом обязательств.

Вопрос 3: Можно ли согласовать в договоре сроки поступления валютной экспортной выручки на протяжении 365 календарных дней и более с даты отгрузки товара?

Ответ: В законодательстве отсутствуют какие-либо требования в отношении срока исполнения обязательств нерезидентом. Как отметил лектор, судебной практики по данному вопросу нет. Ни один суд еще не высказывал мнение, какой максимальный срок исполнения обязательства нерезидентом может быть предусмотрен в договоре и что 365 дней — это слишком много. Таким образом, стороны могут предусмотреть в договоре любые сроки исполнения обязательств. Но лектор рекомендует при согласовании сроков исходить из принципа целесообразности и разумности во избежание претензий со стороны проверяющих органов. Например, можно установить срок для оплаты товара в 365 дней, если имеются фактические обстоятельства, из-за которых получение оплаты возможно только через год, и это можно документально подтвердить.

Вопрос 4: Заключен импортный договор, по которому не проходят платежи. Можно ли в допсоглашении к договору прописать, что оплата осуществляется в пользу третьего лица — нерезидента? Между поставщиком-нерезидентом и третьим лицом — нерезидентом заключен договор, согласно которому третье лицо обязалось за вознаграждение получать денежные средства, предназначенные поставщику-нерезиденту, и перечислять их этому нерезиденту. Иных взаимоотношений между нерезидентами нет.

Ответ: Да, можно. С точки зрения исполнения валютного договора, соблюдения требований по репатриации у резидента в данной ситуации такая возможность есть (п. 1 ст. 294 ГК). В рассматриваемом случае достаточно в договоре между поставщиком-нерезидентом и резидентом прописать, что оплата осуществляется в пользу второго нерезидента. И это можно сделать путем заключения допсоглашения.

Как отметил лектор, при направлении платежной инструкции в банк в ней нужно будет указать не только наименование и страну регистрации получателя денег, но и наименование и страну регистрации стороны по валютному договору (п. 14 Инструкции N 147 от 31.05.2021).

Вопрос 5: Организация-резидент заключила договор экспорта с нерезидентом-1. Нерезидент-1 не смог произвести оплату. В связи с этим:

1) между нерезидентом-1 и нерезидентом-2 был заключен договор перевода долга на нерезидента-2, с которым у организации-резидента есть импортный договор;

2) между организацией и нерезидентом-2 было составлено соглашение о зачете встречных требований и зачтены организацией-резидентом имеющиеся кредиторская задолженность по импортному договору и дебиторская задолженность по экспортному договору.

Соблюдено ли в данном случае требование о репатриации?

Ответ: Заключение договора перевода долга в рассматриваемой ситуации позволило добиться встречности обязательств, и в таком случае может быть произведен зачет (ст. 362, п. 1 ст. 381 ГК). Проведение зачета встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров, дает право не исполнять обязанность по репатриации (подп. 2.15 п. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Вопрос 6: Резиденты вправе в случае предоставления отступного не зачислять выручку на счета в белорусских банках. Может ли нерезидент в качестве отступного предоставить резиденту имущественное право к другому нерезиденту? Если да, нужно ли такой договор регистрировать?

Ответ: Законодательство не содержит ограничений в части того, что может быть предоставлено в качестве отступного (ст. 380 ГК). Следовательно, имущественное право может быть предоставлено в качестве отступного. По мнению лектора, соглашение об отступном регистрировать не нужно. Это обусловлено тем, что стороны фактически исполняют один валютный договор.

Вопрос 7: Резидент Республики Беларусь принимает от покупателя «А» экспортную выручку за товар на свой счет в банке-нерезиденте. Законно ли будет часть этой выручки не репатриировать, а возвратить за счет этих средств часть предоплаты, полученной от покупателя «Б»?

Ответ: Случаи, когда при экспорте, импорте резидент может не зачислять на свои счета в белорусских банках денежные средства, предусмотрены в п. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании. Возврат предоплаты в описанной ситуации не является случаем, когда резидент вправе не репатриировать денежные средства. В данном случае сначала нужно вернуть деньги на счет в белорусском банке, затем при необходимости перевести их на счет в иностранном банке и вернуть предоплату.

Примечание
Если деньги поступили на счет резидента в иностранном банке, их нужно перевести на счет в белорусском банке в течение пяти рабочих дней. Этот срок исчисляется с даты зачисления денег на счет резидента в иностранном банке (п. 3 ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Вопрос 8: Приостанавливается ли срок репатриации на период действия форс-мажора (контрагент предоставил справку ТПП, что не может сделать платеж)?

Ответ: Напрямую законодательство не предусматривает возможность приостановки срока репатриации при наступлении форс-мажора (п. 6 ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Вместе с тем, по мнению лектора, срок исполнения обязательства по оплате в данном случае можно признать приостановленным за счет того, что действует форс-мажор. Но на практике будет сложно доказать, что действительно имели место форс-мажорные обстоятельства, из-за которых резидент не смог исполнить обязанность по репатриации.

В рассматриваемой ситуации А.Мельникович рекомендует заключить допсоглашение к договору, в котором продлить срок исполнения обязательства по оплате. При этом в допсоглашении можно сослаться на справку ТПП.

Вопрос 9: В связи с невозможностью резидента-1 получить денежные средства за поставленный товар от нерезидента-1 допускается ли следующая схема:

1) резидент-1 уступает право требовать оплату с нерезидента-1 резиденту-2;

2) резидент-2, у которого есть импортный договор с предоплатой с нерезидентом-2, уступает нерезиденту-2 право требовать оплату от нерезидента-1?

Ответ: В данном случае первая часть схемы — 1) — легальна, т.к. резидент Республики Беларусь может уступить право требования другому резиденту Республики Беларусь (ч. 1 п. 1 ст. 353 ГК). Отметим, что в такой ситуации на другого резидента перейдет обязанность по репатриации (п. 5 ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Однако, по мнению лектора, вторая часть схемы — 2) — недопустима. Это обусловлено тем, что не исполняется обязанность по репатриации. Так, в рассматриваемой ситуации не будет поступления денежных средств в Республику Беларусь, а основания, дающие право не репатриировать денежные средства, отсутствуют, т.к. получение средств по договору уступки не является одним из случаев, когда допускается не репатриировать денежные средства (п. 1, 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Таким образом, лектор не рекомендует использовать предложенную схему.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex