Редакция журнала «Промышленно-торговое ПРАВО» организовала 13.12.2017 правовой форум «Антикоррупционная работа: требования и ограничения». Специально приглашенные гости и участники мероприятия обсудили вопросы применения антикоррупционного законодательства, определения коррупционных рисков, в том числе в сфере госзакупок, и пути их устранения.

Куница Егор Владимирович

старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

 

Е.В. Куница осветил состояние борьбы с коррупцией, а также разъяснил нормы Закона «О борьбе с коррупцией», вызывающие наиболее частые вопросы у правоприменителей.

 Выявление коррупционных нарушений

Сферы, наиболее подверженные совершению правонарушений коррупционной направленности:

– госзакупки;

– арендные отношения (занижаются арендные ставки);

– образование и ликвидация дебиторской задолженности (не взыскивается задолженность, не применяются штрафные санкции);

– соблюдение государственными должностными и приравненными к ним лицами установленных ограничений;

– предоставление займов и ссуд (необоснованное предоставление займов без процентов, на длительные сроки и т.д.);

– предоставление подарков государственным должностным лицам (попытки легализации подарков через собрания трудовых коллективов и т.д.).

Большую часть коррупционных нарушений можно предотвратить, если принять организационные и иные меры.

Определение компетенции государственного должностного лица

В практике кадровых служб госорганизаций и организаций с госдолей 50% и более возникают трудности при отнесении работника к категории государственного должностного лица <*> по признаку  – выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, т.к. их определение отсутствует в Законе «О борьбе с коррупцией».

В качестве решения рекомендовано использовать подходы постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 – 428 УК)».

На заметку
В перспективе будет рассмотрен вопрос о закреплении аналогичных подходов и в Законе «О борьбе с коррупцией».

Неправомерное признание работника государственным должностным лицом ущемляет его права и законные интересы, т.к. влечет для него необходимость подписания обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, запрет на осуществление предпринимательской деятельности, в ряде случаев запрет на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы, и др.

Для исключения подобного рода ошибок рекомендовано разрабатывать и утверждать на уровне локальных актов примерные перечни должностей, относящихся к государственным должностным лицам.

Государственное должностное лицо и личные интересы

Часто возникает вопрос, запрещено ли государственному должностному лицу участвовать в управлении садоводческим товариществом, жилищно-строительным, гаражным кооперативом в качестве председателя. Поскольку данные организации не являются коммерческими, запрет участия в управлении  на них не распространяется.

Е.В. Куница обратил внимание на действие в этой ситуации других ограничений, установленных Законом «О борьбе с коррупцией», в том числе выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы). Поэтому государственное должностное лицо может быть председателем некоммерческих организаций, но не вправе получать за это вознаграждение.

Пракопенко Александр Петрович

заместитель начальника управления – начальник 1-го отдела 3-го управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 А.П. Пракопенко пояснил, за какими нарушениями законодательства, а также не противоречащими законодательству действиями в госзакупках и закупках за счет собственных средств организациями с госдолей более 25% (далее – закупки) могут скрываться и коррупционные проявления.

 Риски из ненадлежащей проверки участника

Само по себе нарушение законодательства и ЛНПА о закупках не относится к коррупционным. Однако в соответствии со ст. 25 Закона «О борьбе с коррупцией» оно является правонарушением, создающим условия для коррупции. Несоблюдение требований нормативного регулирования закупок может быть обусловлено умыслом и стремлением должностного лица получить выгоду.

Среди имеющих риск коррупции отмечены ситуации заключения договора на закупку с неблагонадежным участником (таблица).

Статус Источник проверки
Реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru
Список  поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок http://www.icetrade.by/articles/view/12

http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html

http://portal.goszakup.gov.kz/portal/index.php/ru/public_careless/index

Организации, находящиеся в процедуре ликвидации, банкротства http://www.economy.gov.by/ru/proc_econ_nesost-ru/

http://www.justbel.info/Liquidation/FindMyRequest

http://www.minjust.gov.by/ru/egr/perechen-ip-ul/

Рекомендовано проверять состояние участника не только на начальном этапе, но и в дальнейшем, т.к. перечни периодически обновляются.

Риски из определения предмета закупки

Чрезмерная конкретизация предмета закупки, а также предъявление требований к участнику под заранее определенного поставщика исключают конкуренцию среди участников. Этим нарушается один из основных принципов закупок – развитие добросовестной конкуренции.

Неправомерно и искусственное «дробление» предмета закупки с целью избежать конкурентных процедур закупок. Стремление к закупке из одного источника в обход конкурентных процедур иногда представляет собой прямую коррупцию.

Необходимо помнить, что прозрачность процедур закупок для участников несет дополнительную функцию, а именно профилактику коррупции.

Сащеко Павел Иванович

кандидат юридических наук, начальник отдела Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

П.И. Сащеко обозначил признаки и алгоритм определения конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц, а также предусмотренные законодательством варианты разрешения такого конфликта.

Конфликт интересов

Конфликт интересов возникает в ситуации, когда личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Узнав о конфликте интересов или возможности его возникновения, государственное должностное лицо обязано уведомить об этом в письменной форме своего руководителя. Неисполнение данного требования законодательства может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности.

Личный интерес

Важно отграничивать личные интересы, которые вызывают конфликт интересов в сфере борьбы с коррупцией, от иных личных интересов работника.

Понятие «личный интерес» в отечественном законодательстве не раскрывается. В зарубежной практике под ним обычно понимается любое преимущество (выгода) для себя, семьи, близких родственников, друзей, а также лиц или организаций с которыми должностное лицо имеет деловые или политические отношения <*>.

 Влияние на надлежащее исполнение служебных обязанностей

Ситуация конфликта интересов характеризуется влиянием личных интересов на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей. Если конфликт интересов не будет своевременно разрешен, это может привести к ненадлежащему исполнению служебных обязанностей государственным должностным лицом, в частности, отсутствию беспристрастности и объективности при принятии им решений и выполнении иных действий.

Не все личные интересы работников могут создавать ситуацию конфликта интересов, а только те интересы, которые связаны с получением незаконных преимуществ и выгод от принятия решения, совершения действия по службе.

Идентификация конфликта интересов

П.И. Сащеко рекомендовал для выяснения наличия или отсутствия конфликта интересов в рамках противодействия коррупции устанавливать его признаки:

1) лицо относится к государственным должностным лицам;

2) лицо, чей личный интерес оказывает влияние на поведение государственного должностного лица, указано в определении конфликта интересов, которое дано в Законе «О борьбе с коррупцией»;

3) ситуация относится к служебным отношениям, т.е. связана с компетенцией государственного должностного лица;

4) государственному должностному лицу поручено или планируется поручить совершение конкретного действия по службе;

5) у государственного должностного лица или у лиц, указанных в Законе, имеется личный интерес, содержание которого точно установлено;

6) личный интерес возник до совершения действия по службе или в процессе совершения действия по службе, но до того, как действие по службе было закончено;

7) у государственного должностного лица есть возможность удовлетворения личного интереса путем совершения конкретного действия по службе;

8) следование личному интересу требует выполнить действие по службе иным образом, чем это предписано законодательством для данного случая.