Пленум Верховного Суда принял постановление от 19.12.2019 № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений».

 Как плательщику защитить свои интересы

Судам подведомственны экономические и гражданские дела, возникающие из налоговых правоотношений. Плательщик, который счел свои права нарушенными, вправе обратиться за защитой в суд. Например <*>:

1. Оспорить решение или действия (бездействие) налоговых и иных уполномоченных органов, их должностных лиц. В частности, подать в экономический суд заявление по правилам гл. 25 ХПК в порядке производства по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) госорганов и их должностных лиц <*>. Это касается и бывших ИП, если спорные налоговые правоотношения возникли из предпринимательской деятельности, которую он осуществлял ранее <*>.

В таком порядке проверяется законность решений <*>:

— о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам;

— наложении ареста на имущество;

— взыскании налогов (сборов, пошлин, пеней) (далее – налоги) в том числе за счет средств на счете, электронных денег в электронном кошельке; наличных; средств дебитора (организации или ИП);

— взыскании в связи с корректировкой налоговой базы или налогов, подлежавших уплате, зачету или возврату по п. 4 и 5 ст. 33 НК;

— зачете либо об отказе в зачете, возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов или излишне взысканных сумм налогов и начисленных на них процентов.

Законность других решений суд может проверить в случаях, предусмотренных законодательством <*>.

Физическое лицо вправе обжаловать действия (бездействие) налоговых, иных уполномоченных органов, их должностных лиц, подав жалобу в районный (городской) суд по правилам § 6 гл. 29 ГПК в порядке производства по делам из административно-правовых отношений <*>.

2. Оспорить исполнительный или иной документ, по которому взыскание производится в бесспорном порядке. Для этого требуется подать иск о признании данного документа не подлежащим исполнению.

3. Подать иск о возврате из бюджета сумм налогов.

Обратите внимание!
Производство по делу о взыскании налогов приостанавливается, если плательщик или иное лицо обжаловали решение о взыскании налогов или о наложении ареста на имущество. Дело возобновляется после проверки законности такого решения
<*>.

Какими принципами руководствуется суд

Абзац 2 п. 1 Декрета № 7 декларирует принцип презумпции добросовестности субъектов хозяйствования. Аналогичный принцип в отношении плательщиков налогов закрепил п. 1.4 ст. 2 НК. Исходя из данного принципа, именно налоговый или иной уполномоченный орган, их должностные лица должны доказать, что плательщик не исполнил надлежащим образом налоговое обязательство или иную обязанность либо что зачет (возврат) уплаченных налогов, сборов (пошлин) был необоснованным <*>.

Если при рассмотрении дела суд установит пробелы в правовом регулировании налоговых отношений, внутренние противоречия в актах налогового законодательства либо иные недостатки, создающие правовую неопределенность, решение должно быть в пользу плательщика налогов, сборов <*>.

Что подтвердит наличие оснований для корректировки налогов

Решение о взыскании налогов, сборов и пеней в связи с корректировкой налоговой базы или сумм налогов, подлежавших уплате, зачету или возврату по п. 4 и 5 ст. 33 НК, можно обжаловать в суд. Он должен проверить законность применения госорганом положений о корректировке налоговой базы или сумм налогов <*>.

О наличии оснований для корректировки могут свидетельствовать доказательства, подтверждающие, в частности <*>:

— сокрытие объекта налогообложения или занижение налоговой базы;

— завышение расходов, затрат, учитываемых при налогообложении;

— завышение вычетов по НДС, профессиональных налоговых вычетов;

— отражение в бухгалтерском или налоговом учете недостоверных сведений об участии контрагентов в хозяйственных операциях;

— учет для целей налогообложения только тех операций, которые непосредственно связаны с уменьшением налоговой базы или зачетом, возвратом налогов, сборов;

— отсутствие материальных и трудовых ресурсов, необходимых для отраженной операции (например, отсутствие оборудования, склада, транспорта, сырья, комплектующих, управленческого и технического персонала).

При оценке той или иной операции в качестве основания для корректировки суд будет исходить не столько из ее правового содержания, сколько из экономического <*>. Такой принцип закрепляет п. 7 ст. 3 Закона о бухучете и отчетности.