План по налоговым поступлениям в бюджет за 2023 г. перевыполнен на 600 млн рублей. В будущем резервом для пополнения казны станет сокращение налоговых льгот и регулирование быстрорастущей электронной торговли. Об этом говорилось на расширенном заседании коллегии Министерства по налогам и сборам (МНС).

В прошлом году белорусская экономика продемонстрировала восстановительный рост, что обусловило увеличение поступлений от налогов в консолидированный бюджет. Госказна пополнилась почти на 43 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 9,4% (3,7 млрд рублей) больше уровня 2022 г.

Положительную динамику продемонстрировали все инспекции по областям и Минску, за исключением Витебской области, где поступления снизились на 2,2%, или на 61,5 млн рублей.

В целом налоговики перевыполнили план по наполнению бюджета прошлого года на 600 млн рублей. Этому поспособствовала как хорошая работа экономики, так и совершенствование процесса налогового администрирования.

Глава МНС Сергей Наливайко  привел пример: в 2023 г. маркетплейсы, работающие в стране, уплатили в бюджет 420 млн рублей. Если суммировать этот показатель с «налогом на Google» (пошлина, которую платят иностранные организации, оказывающие электронные услуги физлицам), получится почти 430 млн рублей.

Лидирующую позицию в формировании доходов бюджета впервые занял подоходный налог – 26,8%. К уровню прошлого года его поступления увеличились на 15% и составили 11,5 млрд рублей. По словам Наливайко, такая динамика обусловлена ростом доходов, облагаемых подоходным налогом, и увеличением ставки подоходного налога с доходов от предпринимательской деятельности.

По данным правительства, доля налоговых платежей в бюджете страны остается высокой и составляет 66%.

Когда экономика функционирует в сложных внешних условиях, в условиях санкций, роль налоговых органов в формировании комфортной бизнес-среды остается весомой, – сказал премьер-министр Роман Головченко. – Важно соблюсти баланс интересов государства и бизнеса. С одной стороны, обеспечить эффективный контроль за полнотой и своевременностью поступления платежей, с другой – сохранить бизнес и не нанести ему неприемлемого урона.

Резервом дополнительных налоговых поступлений видится оптимизация налоговых льгот.

Неэффективные налоговые льготы, а также льготы, ставящие плательщиков в неравные условия хозяйствования, должны быть по максимуму отменены или сокращены, – уточнил Головченко. – Налоговых льгот существует более пяти сотен. Для нашей экономики это много. К этому перечню нужно подойти внимательно. Главным критерием является эффективность предоставляемых льгот. Каждая из них дается с какой-то целью либо для решения определенных задач, важных для государства на текущем этапе. Хуже всего, когда этими льготами пользуются те, кто вообще не занят в экономике. И такие случаи есть. Жду конкретных предложений по этому вопросу.

Что касается других планов на 2024 г., то МНС сосредоточит внимание на создании удобных электронных сервисов.

Мы проведем серьезный анализ работы. Уже год как действует налог на профессиональный доход. Мы видим нюансы, видим узкие места, которые надо совершенствовать, поэтому над этим будем работать. Будем совершенствовать механизмы, сервисы, которые будем предоставлять для плательщиков в нынешнем году, – сообщил Наливайко.

Этот год власти также посвятят анализу и выработке решений по комплексному регулированию работы субъектов электронной торговли, которая активно вытесняет традиционную торговлю. Определенная работа здесь уже проделана. Ряд зарубежных маркетплейсов стали плательщиками налога на добавленную стоимость в Беларуси.

Есть пока полный разброд в подходах к регулированию. Более того, площадки применяют разные формы работы. Есть неравные условия у отдельных электронных площадок и у традиционных субъектов торговли, в частности по регулированию ценообразования, – отметил премьер-министр. – Мы не должны заниматься в этом вопросе экономическими репрессиями. Эту сферу просто нужно комплексно проанализировать и вычленить, что еще государство должно сделать, чтобы этот вид бизнеса приносил больше поступлений в казну.

В этом вопросе Беларусь может частично перенять российский опыт. Кроме того, Беларусь и Россия разработали союзную программу по интеграции информационных систем маркировки товаров. Поставлена задача по переходу к концу 2025 г. на использование нового кассового оборудования, обеспечивающего учет информации о маркированном товаре.

МНС и Госстандартом утвержден четкий план действий, но, как мне докладывают, уже имеет место отставание от запланированных сроков, – констатировал Головченко. По его словам, в этом вопросе не дорабатывают производители кассового оборудования и операторы программных кассовых систем. Глава правительства предупредил об ответственности за возможный срыв мероприятий.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/