Олег Бурдюк

Аудитор, налоговый консультант, заместитель председателя Палаты налоговых консультантов


ООО «ЮрСпектр» провело аудиториум ilex, на котором рассматривались вопросы налогового учета внереализационных доходов и расходов организации. Лектором выступил Олег Алексеевич
Бурдюк, который ответил на вопросы пользователей сервиса ilex. Рассмотрим некоторые из них.

В бухучете организации был создан резерв по сомнительным долгам по всей сумме дебиторской задолженности. В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создавался. В ноябре 2020 г. организация узнала из информации в ЕГР о ликвидации нескольких своих дебиторов. Совокупность задолженности ликвидированных дебиторов превышает сумму созданного в бухучете резерва по сомнительным долгам. Часть этого долга будет списана в бухучете за счет имеющегося резерва (Д-т сч. 63 — К-т сч. 62). Оставшаяся часть долга будет списана на прочие расходы по текущей деятельности (Д-т сч. 90-10 — К-т сч. 62). Можно ли в ноябре 2020 г. в налоговом учете отнести всю сумму задолженности ликвидированных дебиторов во внереализационные расходы?

Суммы дебиторской задолженности при ликвидации организации-должника в налоговом законодательстве именуются дебиторской задолженностью, невозможной (нереальной) для взыскания <*>. Убытки от списания такой задолженности включаются в состав внереализационных расходов на дату исключения дебитора из ЕГР <*>.

В ноябре Вы узнали о ликвидации своих должников. Дата исключения их из ЕГР, наверное, была ранее ноября. Вот на эту дату исключения из ЕГР и следует суммы задолженностей включить в состав внереализационных расходов. Разумеется, возникает необходимость корректировки налоговой базы по налогу на прибыль прошлых периодов.

В рассматриваемой ситуации налоговый резерв по сомнительным долгам не создавался. А резервы, созданные в бухгалтерском учете, не влияют на налогообложение.

В 2019 году по итогам инвентаризации расчетов выявили кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности и списали во внереализационные доходы. В 2020 году прежний кредитор, задолженность перед которым была списана, объявился. Руководство организации приняло решение перечислить ему сумму ранее списанной кредиторской задолженности. Можно ли в такой ситуации сумму, перечисленную прежнему кредитору, учесть при налогообложении прибыли?

В налоговом законодательстве имеется норма о том, что поступившая сумма в погашение ранее списанной по истечении срока исковой давности дебиторской задолженности относится на внереализационные доходы <*>. Но в налоговом законодательстве отсутствует норма, позволяющая учесть при налогообложении прибыли платеж в адрес прежнего кредитора, задолженность перед которым была ранее списана в связи с истечением срока исковой давности.

Организация находится в стадии ликвидации. Имеется кредиторская задолженность. По этой кредиторской задолженности срок исковой давности уже истек. Как правильно списать эту задолженность в целях налогообложения?