Постановление Совмина от 23.08.2022 N 543 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» корректирует вопросы, касающиеся профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, освидетельствования физлиц, в отношении которых ведется административный или уголовный процесс, на предмет выявления состояния алкогольного и наркотического опьянения, ограничения владения оружием.

1. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних

Уточнены компетенция комиссий по делам несовершеннолетних (далее — комиссии) разных уровней и полномочия лиц, входящих в их состав:

1) расширена сфера компетенций комиссий по взаимодействию с органами, учреждениями и иными организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Меры по координации деятельности, оценка состояния воспитательной и профилактической работы, обмен опытом и т.п. будут проводиться в отношении не только государственных, а всех организаций, участвующих в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) закреплены новые полномочия комиссий и ее должностных лиц.

Так, комиссии облисполкомов, Мингорисполкома (абз. 21 — 25 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543):

— вносят представления в органы и иные организации в целях устранения нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

— сообщают органам прокуратуры о нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних;

— вносят предложения о привлечении к ответственности должностных лиц органов и иных организаций в случаях неисполнения ими постановлений комиссий, а также непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий.

Рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних, отнесено к компетенции заместителя председателя соответствующей комиссии облисполкома (Мингорисполкома) (абз. 28 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543).

Планы работы (комплексные мероприятия (программы)) комиссий областного уровня могут утверждаться как на их заседании, так и председателем комиссии (абз. 32 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543). Заседания данных комиссий считаются правомочными при наличии половины ее состава (вместо двух третей) (абз. 33 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543).

В отношении комиссий райисполкомов, горисполкомов, администраций районов в городах определено, что они в пределах своей компетенции (абз. 39 — 46 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543):

— дают согласие на досрочное отчисление по инициативе учреждения образования несовершеннолетнего обучающегося;

— вносят предложения о привлечении к ответственности должностных лиц органов и иных организаций в случаях неисполнения ими постановлений комиссий, а также непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий;

— рассматривают дела об административных правонарушениях;

— применяют профилактические меры воздействия в отношении лиц, совершивших административные правонарушения.

Также указанные комиссии наделены правами (абз. 95 — 99 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543):

— привлекать специалистов и экспертов для дачи заключений по вопросам, имеющим значение для рассмотрения дел об административных правонарушениях;

— запрашивать у органов и иных организаций информацию, необходимую для рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также для принятия решения об отобрании ребенка у родителей, об установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на гособеспечение, о возвращении ребенка родителям при устранении причин, послуживших основанием для его отобрания, а также об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав;

— вносить в органы и иные организации предложения о принятии мер по устранению установленных в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях причин и условий, способствовавших их совершению, а также предложения, направленные на их предупреждение;

— принять решение о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетних, в отношении которых установлено потребление ими наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.

Скорректирован порядок проведения заседаний комиссий райисполкомов, горисполкомов, администраций районов в городах (абз. 64 — 67 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543). Определено, что решение данных комиссий оформляется постановлением и принимается простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Член комиссии, не согласный с ее решением, вправе изложить в письменном виде свое мнение, которое приобщается к постановлению (абз. 74 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543).

Как и комиссии областного уровня, комиссии райисполкомов, горисполкомов, администраций районов в городах работают по планам (комплексным программам), утверждаемым на заседаниях таких комиссий либо их председателями (абз. 47 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543). Также рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних, передано в компетенцию заместителей председателей указанных комиссий наряду с контролем за исполнением вынесенных комиссией постановлений о наложении административного взыскания (абз. 50 — 52 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543). Заседания комиссий райисполкома, горисполкома, администрации района в городе также считаются правомочными, если в нем участвует не менее половины членов ее состава (абз. 61 подп. 1.1 п. 1 постановления N 543).

2. Освидетельствование физлиц, в отношении которых ведется административный или уголовный процесс, на предмет выявления состояния опьянения

Скорректирован порядок проведения освидетельствования физлиц, в отношении которых ведется административный процесс, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

В частности, круг лиц, в отношении которых проводится освидетельствование, дополнен лицами, осужденными к наказанию в виде ограничения свободы (абз. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления N 543). Соответственно уточнено, что освидетельствование также будут проводить должностные лица органа, исполняющего наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа (ИУОТ), учреждения, исполняющего наказание в виде ограничения свободы с направлением в ИУОТ (абз. 5 подп. 1.2 п. 1 постановления N 543).

3. Ограничения владения оружием

Уточнен перечень заболеваний и физических недостатков граждан, при наличии которых противопоказано владение оружием, а именно конкретизирована позиция «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ». Теперь владеть оружием запрещено лицам, имеющим психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (синдром зависимости от алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива (хронический алкоголизм), синдром зависимости от наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов (наркомания), синдром зависимости от токсических или других одурманивающих веществ (токсикомания), потребление без назначения врача наркотических средств, психотропных веществ, потребление их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (подп. 1.4 п. 1 постановления N 543).

Изменения вступают в силу 27.08.2022.