Первое в истории зарегистрированное ДТП с участием автомобиля произошло 30.05.1896 в Нью-Йорке.
Спустя 121 год зафиксировано первое ДТП с участием робота. Это случилось в Таллине.

Эстония стала первой страной ЕС, законодательно разрешившей использовать на своих дорогах беспилотные автотранспортные средства. Соответствующие поправки к Закону о дорожном движении в части определения статуса и правил передвижения самодвижущихся роботов были утверждены парламентом страны еще
в марте 2017 г.

Самодвижущимся роботом является транспортное средство, которое двигается автоматически, используя полученную при помощи своих устройств информацию об окружающих условиях. Скорость его движения не должна превышать 6 км/ч. Робот-самоход использует для движения тротуары, велосипедные дорожки. Автомобильные дороги он может пересекать по пешеходным переходам. Робот должен иметь мигалки и габаритные огни. На нем также должен быть установлен идентификационный номер, указаны данные и номер телефона пользователя. Им может быть гражданин Эстонии старше 18 лет.

Утверждены габариты робота-самохода: его высота должна быть не более 1 м, длина не более 1,2 м, ширина не более 80 см и масса до 50 кг.

В настоящее время определению робота-самохода отвечает разработанный эстонской фирмой Starship Technologies робот-курьер, который представляет собой 6-колесную тележку высотой около 70 см. Агрегат способен доставлять грузы весом до 10 кг. Открыть крышку его грузового отсека может только заказчик, которому известен код замка.

Именно такой робот-курьер, пересекавший пешеходный переход на зеленый свет светофора, был сбит поворачивающим направо автомобилем. Водитель просто не заметил непривычного участника движения. От удара робот перевернулся на бок, но не был поврежден. После того как сопровождавший робота человек поставил его на колеса, тот вновь продолжил движение. Инцидент произошел в сентябре 2017 г.

Представитель компании-производителя робота заявил, что вина за происшествие полностью лежит на водителе, так как в соответствии с Законом о дорожном движении водитель обязан пропустить пешехода, велосипедиста и робота, для которых горит разрешающий движение сигнал светофора.

На заметку
Для жителей Таллина роботы-курьеры уже стали привычной частью городской среды. Однако для туристов они все еще в диковинку. В соответствии с Законом о дорожном движении самодвижущийся робот – это полноценный участник дорожного движения с определенным объемом «прав». Гостям эстонской столицы (и водителям, и пешеходам) следует знать, что создание необоснованных препятствий (например, из любопытства или озорства) двигающимся по пешеходному переходу, тротуару или велосипедно-пешеходной дорожке самоходным роботам является нарушением правил дорожного движения и может повлечь ответственность в соответствии с законодательством Эстонии.

Следует отметить, что уже в скором будущем Эстония может стать первой в мире страной, в которой появится закон, комплексно регулирующий деятельность роботов. Необходимость разработки такого закона стала ключевой темой заседания специальной рабочей группы. В ее состав вошли представители Госканцелярии и Министерства экономики и коммуникаций. Действие такого закона будет распространяться не только на самоуправляемые автомобили, но и на остальные продукты робототехники. В фокусе внимания рабочей группы — создание нового правового субъекта — электронной личности. Это позволит определить не только степень ответственности робота (например, в случае ДТП), но и меру ответственности тех, кто попытается использовать роботов в противоправных целях.