Суть вопроса: В связи с ожидаемым вступлением в силу основных положений Закона N 99-З, направленного на обеспечение защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных, у ряда субъектов, которые работают с физическими лицами, возникают вопросы, связанные с тем, что эти субъекты станут операторами персональных данных. Предлагаем ответы на некоторые из вопросов от лидеров мнений — экспертов в области персональных данных:

Савановича Николая Анатольевича,
заместителя начальника управления конституционного и международного права
Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,
кандидата юридических наук, доцента;
Шафеева Кирилла Азизовича,
ассоциированного партнера ООО «Юридическая компания ЮКОН»,
руководителя направления «Privacy & Data Protection»;
Шляхтича Дмитрия Петровича,
юриста-лицензиата, медиатора.

Одни из самых частых вопросов — вопросы о том, какой пакет документов необходим оператору персональных данных, как оформить взаимоотношения с уполномоченным лицом, и вопросы, связанные с хранением персональных данных.

В течение какого срока оператор персональных данных, уполномоченное лицо должен хранить персональные данные? В каком документе устанавливается такой срок?

Ответ лидеров мнений

Все эксперты обратили внимание на то, что Закон N 99-З не определяет срок хранения персональных данных. Закон N 99-З предусматривает большое количество правовых оснований для обработки, вытекающих из отдельных областей белорусского законодательства, некоторые сроки хранения персональных данных будут определяться в соответствии с такими законами (например, хранение для целей оформления трудовых правоотношений, нотариальной деятельности, статистических наблюдений и т.д.).

К.А.Шафеев делает вывод, что по общему правилу, установленному п. 8 ст. 4 Закона N 99-З, обработка персональных данных должна осуществляться исключительно в течение процесса достижения заранее установленных целей обработки. В случае достижения данных целей оператор должен или удалить персональные данные, или сформулировать новую цель обработки персональных данных и продолжить обработку при условии получения согласия субъекта персональных данных в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 99-З (при отсутствии иных основании для такой обработки). Информация о сроках хранения также должна быть предоставлена пользователю перед началом обработки его/ее персональных данных. Подобную информацию логично включить в политику приватности, с которой пользователь будет иметь возможность ознакомиться.

Эту позицию поддерживает Д.П.Шляхтич. Он считает, что в тех случаях, когда законодательство не определяет сроки хранения персональных данных для тех или иных целей, представляется логичным включить подобную информацию в документ, определяющий политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки персональных данных (например, политика приватности), для предоставления такой информации субъекту персональных данных в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона N 99-З.

Солидарен с экспертами и Н.А.Саванович. Он обратил внимание на то, что согласно п. 8 ст. 4 Закона N 99-З хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей идентифицировать субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют заявленные цели обработки персональных данных.

Н.А.Саванович дополнил, что Законом об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь устанавливаются сроки временного хранения ряда документов, которые содержат персональные данные. Так, например, документы, содержащие записи актов гражданского состояния и нотариальные документы, документы по личному составу подлежат хранению 75 лет. Он обратил внимание на то, что в случае подбора сотрудников многие организации сохраняют резюме тех лиц, кандидатуры которых в данный момент не поддержаны, например, с расчетом вернуться к указанным кандидатурам в будущем (без получения соответствующего согласия данных кандидатов). Такие действия не будут согласовываться с положениями Закона N 99-З об ограничении хранения персональных данных.

Н.А.Саванович также еще раз упомянул о некоторых положениях проекта Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию защиты персональных данных», которые устанавливают дополнительные обязанности для операторов персональных данных.

Так, операторы, являющиеся государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями, должны будут устанавливать и поддерживать в актуальном состоянии, в частности:

— категории персональных данных, подлежащих включению в такие ресурсы (системы);

— срок хранения обрабатываемых персональных данных.

Ответы на вопросы экспертов — читайте в ilex: