Сергей Калинин

судья экономического суда Могилевской области

Какие риски несут стороны при подписании рамочного договора поставки? Под подписанием рамочного договора поставки понимается ситуация, когда какие-либо из существенных условий договора должны быть согласованы в спецификациях или иных приложениях к договору через какое-то время после его подписания.

Ответ: Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора <*>. При возникновении спора и отсутствии доказательств того, что стороны согласовали существенные условия договора поставки, он будет являться незаключенным и стороны не смогут потребовать предварительной оплаты и (или) поставки товара.

Поставщик передал товар в многооборотной таре. Срок и порядок возврата тары в договоре не определены. Покупатель тару не возвращает. В какой срок и в каком порядке тара должна быть возвращена?

Ответ: Покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и сроки, установленные законодательством или договором <*>.

В случае, если невозможно определить сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования в названном порядке, срок должен определяться исходя из правил, предусмотренных ст. 295 ГК <*>, т.е. многооборотная тара, не возвращенная в разумный срок, подлежит возврату в течение семи дней со дня получения письменного требования от поставщика о возврате тары.

Например, товар в многооборотной таре поставлен 10.05.2019. Покупатель в разумный срок многооборотную тару не возвратил. Поставщик направил покупателю претензию, которую последний получил 29.05.2019. Соответственно, последним днем надлежащего исполнения обязательства по возврату многооборотной тары будет являться 05.06.2019, а с 06.06.2019 у покупателя возникает просрочка исполнения обязательства по возврату многооборотной тары.

Законодательством прямо не определено, кто несет расходы по возврату многооборотной тары. Вместе с тем полагаем, что, поскольку законодательством обязанность по возврату многооборотной тары возложена на покупателя, то на него возлагаются и расходы по ее возврату.

Каким документом оформляется приемка товара на ответственное хранение, и что должно быть в нем отражено?

Ответ: Когда покупатель (получатель) в соответствии с законодательством или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика <*>.

Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем путем выдачи поклажедателю сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем <*>. Иным документом может являться также ТТН, ТН или акт с отметкой о принятии товара его получателем (хранителем) на ответственное хранение.

В документе, содержащем сведения о принятии товара на ответственное хранение, рекомендуется отражать наименование товара, его количество, ассортимент, качество, повреждения упаковки (тары), стоимость, видимые повреждения самого товара, иные недостатки товара, причины принятия товара на ответственное хранение. Поклажедатель и хранитель также могут составить двухсторонний документ о передаче-приеме товара на ответственное хранение.

Как определяется момент исполнения покупателем обязанности по оплате товара, если в договоре поставки он не согласован?

Ответ: В случае, когда срок оплаты поставленных товаров договором поставки товаров не установлен и не установлен порядок определения такого срока, а расчеты производятся платежными поручениями, просрочка покупателя наступает по истечении установленного срока для осуществления банковского перевода, который исчисляется со дня, следующего за днем получения товаров <*>. Платежные инструкции подлежат исполнению банком не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, если иное не предусмотрено БК, иным законодательством Республики Беларусь или договором <*>.

При этом, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день <*>.

Например, товар поставлен 11.04.2019. Покупатель должен направить платежное поручение в банк не позднее 12.04.2019, банк обязан исполнить поручение не позднее 15.04.2019 (13.04, 14.04. — нерабочие дни), следовательно, просрочка возникает с 16.04.2019.

Какие риски возникают для сторон, если в договоре поставки не указаны специфические характеристики товара, определяющие цели его использования?

Ответ: Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи <*>. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется <*>.

Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями <*>.

Например, покупателю требуется электродвигатель, который будет использоваться в водной среде. Соответственно, покупателю в преддоговорной переписке и (или) в договоре (приложении к нему) следует отразить специфические характеристики товара, определяющие цели его использования. В данном случае специфические характеристики товара относятся к его качеству. Таким образом, если стороны согласовали специфические характеристики товара, определяющие цели его использования, или покупатель до заключения договора заявил продавцу о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При поставке товара, не обладающего заявленными характеристиками, покупатель может предъявить поставщику требования, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 445 ГК, в т.ч. о возмещении своих расходов на устранение недостатков товара (за исключением случая, когда поставщик без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества) <*>. По общему правилу покупатель вправе требовать уплаты неустойки в размере 25% стоимости некачественного товара <*>, а также отказаться от исполнения договора в случае, если недостатки товара не могут быть устранены в приемлемый для него срок <*>.

Если в договоре поставки или преддоговорной переписке нет специальных требований к качеству поставляемого товара, на которые ссылается покупатель, то вышеназванные требования не подлежат удовлетворению.