Интервью с Виталием Викторовичем Немогаем, экономистом с более чем 10-летним опытом работы в банковской сфере.

В чем различия внешнеэкономической сделки, внешнеторговой сделки и внешнеторговой операции?

Субъекты хозяйствования, вступившие в хозяйственные правоотношения с нерезидентами, в процессе своей деятельности сталкиваются с понятиями «внешнеэкономическая сделка», «внешнеторговая сделка», «внешнеторговая операция» и зачастую отождествляют их между собой. Однако разница между ними есть и она существенна.

В отличие от терминов «внешнеторговый договор» и «внешнеторговая операция» национальное законодательство не дает четкого определения термину «внешнеэкономический договор».

На заметку
В экономической и юридической литературе часто понятие сделки трактуется шире, чем понятие договор. Однако, сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними <*>. К договорам применяются правила о дву- и многосторонних сделках, предусмотренных гл. 9 ГК <*>. Таким образом, в контексте данной статьи понятия «сделка» и «договор» считаются равнозначными.

Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юрлицо Беларуси или гражданин Беларуси, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме. Таким образом, данная норма позволяет сделать вывод (хоть и косвенный), что договор, заключенный между минимум одним юрлицом/физлицом Беларуси и минимум одним нерезидентом Беларуси можно отнести к категории внешнеэкономического.

Вместе с тем внешнеторговый договор — договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг <*>. Получается, что законодатель включает в понятие внешнеторгового договора взаимоотношения между резидентами и нерезидентами по определенным видам операций, не включающим операции, связанные с движением капитала, неторговые и др. Следовательно, по мнению автора, внешнеторговый договор — это более узкое определение внешнеэкономического договора.

Внешнеторговые операции, как следует из абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа N 178, — это отдельные операции, осуществляемые резидентом и предусматривающие платежи, отгрузку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках внешнеторгового договора.

Обратите внимание!
Внешнеторговые операции осуществляются резидентами в отношение нерезидентов. Вышеперечисленные операции, проведенные нерезидентами в отношении резидентов, не являются внешнеторговыми операциями.

Другими словами, внешнеторговые операции — это не сделки (как часто ошибочно полагают), а действия резидентов по исполнению своих обязательств перед нерезидентами на основании и в рамках внешнеторгового договора.

Схематично описанные три определения можно представить так:

Резидент поставил товар нерезиденту. Товар поставлен на склад нерезидента, расположенный на территории Беларуси, с условием оплаты товара по факту поставки, т.е. выполнена отгрузка без пересечения границы. Необходимо ли в такой ситуации соблюдать требования к сроку завершения внешнеторговой операции?

Внешнеторговая операция — каждая экспортная отгрузка товаров по отдельной таможенной декларации в рамках одного внешнеторгового договора (совокупность указанных отгрузок, осуществленных в рамках одного внешнеторгового договора в течение одного дня по соответствующим таможенным декларациям, оформленным одним таможенным органом, а в случае, когда совершение таможенных операций не производится, — по отдельному товаросопроводительному документу (документам)), которая должна быть завершена поступлением денежных средств либо иными способами, предусмотренными Указом N 178 <*>.

Экспорт — передача резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Беларуси) на возмездной основе нерезиденту <*>.

Таким образом, пересечение товаром белорусской границы не является основополагающим фактором для определения необходимости соблюдения требований Указа N 178. В случае заключения между резидентом и нерезидентом внешнеторгового договора отгрузка резидентом товара в ходе исполнения обязательств по данному договору будет являться внешнеторговой операцией, которая должна быть завершена в порядке и сроки, установленные Указом N 178.

По внешнеторговому договору купли-продажи поставщик-нерезидент поставил некачественный товар. В связи с этим между поставщиком и покупателем была достигнута договоренность об уменьшении цены товара. Поставщик выставил покупателю кредит-ноту на сумму уменьшения цены продукции. Каким образом будут прекращены обязательства по данной внешнеторговой сделке в части недоплаченной суммы, на которую поставщик уменьшил стоимость продукции?

На заметку
Кредит-нота расчетный документ, содержащий извещение, посылаемое одной из находящихся в расчетных отношениях сторон другой, о записи в кредит-счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создавшего у другой стороны право требования этой суммы <*>.

В рассматриваемой ситуации предметом заключенного между резидентом и нерезидентом внешнеторгового договора является импорт товаров. Поэтому отгрузка нерезидентом товаров в адрес резидента не является внешнеторговой операцией в понимании Указа N 178.

В импортных внешнеторговых договорах внешнеторговыми операциями являются только платежи, осуществляемые резидентами в адрес нерезидентов, которые должны быть завершены получением товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнением работ, оказанием услуг либо иными способами, предусмотренными Указом N 178 <*>.

Однако в описанном случае резидент осуществляет оплату после получения товаров от нерезидента, что также не соответствует термину внешнеторговой операции. Таким образом, прекращение обязательств резидента перед нерезидентом будет осуществляться путем оплаты поставленных товаров с учетом изменений их стоимости, оформленных в соответствии с законодательством. Например, оформить допсоглашение к договору.

Резидент заключил с нерезидентом договор комиссии на реализацию товара, принадлежащего резиденту. Какие внешнеторговые операции в рамках Указа N 178 совершает резидент в указанной ситуации? Что является датой начала внешнеторговой операции, осуществляемой в рамках договора комиссии, и датой ее завершения?

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки <*>.

Относительно рассматриваемой ситуации договор комиссии предполагает передачу резидентом-комитентом товаров нерезиденту-комиссионеру, который, в свою очередь, обязан перечислить резиденту-комитенту денежные средства, полученные от их реализации.

Поскольку подобная передача товаров осуществляется на возмездной основе нерезиденту в рамках заключенного договора с ним, то имеет место экспорт товаров и факт проведения экспортной внешнеторговой операции (датой начала в таком случае является дата отгрузки — подп. 1.6.3 п. 1 Указа N 178), которая должна быть завершена путем получения денежных средств либо другим способом, предусмотренным подп. 1.4 и 1.7 п. 1 Указа N 178. Датой завершения данной экспортной внешнеторговой операции будет дата поступления денежных средств на счет резидента-комитета в банке либо дата, установленная подп. 1.4 и 1.6.1 п. 1 Указа N 178.

На заметку
Отгрузка резидентом-комитентом товаров нерезиденту-комиссионеру после получения оплаты за них не является внешнеторговой операцией.

На заметку
Указ N 178 устанавливает, что резидент обязан завершать внешнеторговые операции в полном объеме, в установленном порядке и соответствующие сроки. Это означает, что при вычете нерезидентом-комиссионером своего вознаграждения из средств, причитающихся резиденту-комитенту за переданные товары, последний получит экспортную выручку не в полном объеме, что приведет к нарушению названных требований Указа N 178. Во избежание подобной ситуации резиденту-комитенту необходимо обеспечить поступление валютной выручки на свой счет в полном объеме (а затем рассчитываться с нерезидентом-комиссионером за оказанные им услуги) либо завершить экспортную внешнеторговую операцию неденежным способом согласно постановлению Совмина, Нацбанка от 30.04.2009 N 548/8.

В то же время ввиду специфичности договоров комиссии наряду с экспортом товаров резидент-комитент приобретает у нерезидента-комиссионера услугу по его реализации, что подразумевает наличие импорта услуг. По аналогии с экспортной операцией в случае перечисления резидентом-комитентом денежных средств (предоплаты) нерезиденту-комиссионеру до факта оказания последним услуг у резидента будет начата импортная внешнеторговая операция (дата списания денежных средств со счета импортера — подп. 1.6.5 п. 1 Указа N 178), которая должна быть завершена путем оказания услуг либо другим способом, предусмотренным подп. 1.4 и 1.9 п. 1 Указа N 178. Датой завершения импортной внешнеторговой операции в данном случае будет дата подписания сторонами акта оказанных услуг либо иная дата, установленная подп. 1.6.2 п. 1 Указа N 178.

На заметку
Оплата услуг нерезидента-комиссионера по факту их оказания не является внешнеторговой операцией.

Согласно условиям внешнеторгового договора резидент — это заказчик, нерезидент — исполнитель работ, плательщик — международная организация. Является ли такой порядок расчетов нарушением норм Указа N 178?

При импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в т.ч. со специального счета аккредитива) <*>. Исключения из этого правила также содержатся в этом подпункте, а также в подп. 1.7 п. 1 постановления Правления Нацбанка от 09.07.2009 N 101.

С учетом перечня таких исключений только в случае исполнения нерезидентом (международная организация является нерезидентом <*>) обязательств перед резидентом по договору займа резидент вправе осуществить расчет по внешнеторговому договору путем перечисления нерезидентом-заимодавцем денежных средств на счет нерезидента-кредитора по внешнеторговому договору. В иных случаях подобный порядок расчетов будет противоречить нормам Указа N 178.

Заключен внешнеторговый договор поставки, в котором: поставщик-резидент и покупатель-нерезидент (Туркменистан), условия оплаты — 100% предоплата. Покупатель направил уведомление, что плательщиком по этому договору будет третья сторона — нерезидент (Турция), а грузополучателем остается он. Допускается ли такая замена?

При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору <*>.

Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров <*>.

При этом из норм Указа N 178, следует, что белорусское законодательство не запрещает поступление денежных средств на счет экспортера от нерезидента, не являющегося стороной по внешнеторговому договору.

Таким образом, автор полагает, что предложенный порядок проведения расчетов за экспортируемый товар не будет противоречить белорусскому законодательству. В то же время при осуществлении оплаты нерезидентом-третьим лицом в рассматриваемой ситуации при оформлении соответствующих платежных документов необходимо делать ссылку на внешнеторговый договор, в рамках которого осуществляется исполнение обязательств по оплате товаров.

Представительство резидента, находящееся за пределами Беларуси, заключило внешнеторговый импортный договор с нерезидентом и перечислило ему денежные средства. Передача товаров не состоялась, денежные средства были возвращены, но на счет головной организации резидента в белорусском банке. Необходимо ли белорусской организации регистрировать сделку в данном банке?

Действие Указа N 178 не распространяется на внешнеторговые операции, расчеты по которым осуществляются через счета резидентов (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями — через корреспондентские счета), открытые в банках-нерезидентах (в т.ч. счета, на которых отражаются обязательства резидентов перед банками-нерезидентами) <*>.

Следовательно, если в ходе реализации внешнеторгового договора осуществление резидентом расчетов проводится через счет, открытый в банке-нерезиденте, то требования Указа N 178, в т.ч. в части регистрации сделки, не распространяются на данный договор.

Вместе с тем резиденты должны понимать, что в случае, если денежные средства поступят на счет в белорусском банке, то внешнеторговый договор будет подпадать под действие Указа N 178, что приведет к необходимости соблюдения всех его норм.

Однако в силу того, что экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, поступление денежных средств на счет в белорусском банке в описываемой ситуации, по мнению автора, автоматически приводит к нарушению подп. 1.11 п. 1 Указа N 178.

Таким образом, в случае поступления денежных средств на счет резидента в белорусском банке необходимо осуществить регистрацию сделки, причем регистрация должна быть осуществлена до момента проведения каких-либо операций в рамках регистрируемого внешнеторгового договора.

Резидент-поставщик в соответствии с Указом N 178 имеет право уступить свое требование другому резиденту. В случае исполнения договора уступки требования, предусматривающего расчет между новым и первоначальным кредиторами, что будет являться фактом завершения внешнеторговой операции:

— поступление денежных средств от нерезидента на счет нового кредитора

— или поступление денежных средств от нового кредитора на счет первоначального кредитора?

Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров, за исключением денежных средств, направляемых нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом. При этом новый кредитор становится экспортером <*>.

Таким образом, поскольку после заключения договора уступки требования к новому кредитору-резиденту перешло право требования у нерезидента исполнения обязательств по внешнеторговому договору, то и обязанность завершить внешнеторговую операцию в порядке и сроки, установленные Указом N 178, также переходит к нему.

Правоотношения, возникающие между резидентами в рамках договора уступки требования, не регулируются нормами Указа N 178.