Неофициальная статистика показывает, что в кризисный период число недружественных поглощений одних компаний другими (рейдерство) заметно возрастает. Оно и понятно: фактически любой бизнес гораздо проще «перехватить» именно тогда, когда он переживает свои трудные времена. И черные рейдеры умело этим пользуются — активно и агрессивно применяют весь арсенал своих захватнических методов (скупают акции компании-мишени, переманивают ее топ-менеджеров и пр.). Можно ли им противостоять? Практика говорит да. А самые действенные способы, конечно же, превентивные. Наиболее распространенный из них носит название с флером фильмов про шпионов — «ядовитые пилюли».

Почему этот метод защиты «ядовитый»

Бытует мнение, что данная стратегия защиты компаний от поглощения появилась еще в 1980-х гг. Отцом-разработчиком считается один из юристов юридической фирмы Wachtell, Lipton, Rosen and Katz (Нью-Йорк) — Мартин Липтон.

Свое хлесткое название (англ. Poison Pills) метод, по всей видимости, получил по аналогии с капсулами с ядом, которые носили с собой шпионы на случай раскрытия и допроса. В русском же эквиваленте одинаково распространены термины «ядовитые/отравленные пилюли/таблетки».

В самом широком смысле «ядовитые пилюли» — это вариант противостояния агрессивному поглощению, заключающийся в определенных действиях по снижению привлекательности компании-мишени для «захватчика». Например, ограничение количества акций, которые может купить один акционер, дополнительная эмиссия акций, выпуск привилегированных акций, продажа акций действительным акционерам по сниженной цене в сравнении с их реальной рыночной стоимостью и т.д.

Поэтому в зависимости от предпринимаемых защитных мер «ядовитые пилюли» принято делить на несколько видов (Preferred stock plans, Flip-over plans, Flip-in plans, Flip-out plans и др.). Хотя на практике в основном используются только некоторые из них или их сочетания. Какой «лечиться» эффективнее, зависит от многих факторов: финансового состояния компании, опыта и лояльности топ-менеджеров и т.п.

Так, чаще всего в ход идет внесение в учредительные документы компании ограничения о количестве акций, которые могут принадлежать одному акционеру (например, не более 15% всех акций компании). Работает оно следующим образом. Если кто-то из акционеров приобретает больший, чем установлено лимитом, пакет акций, то компания выпускает дополнительные акции. При этом другие акционеры компании могут купить их по сниженной цене (зачастую дешевле раза в два), а акционер-«захватчик» нет. Планируемый итог — другие акционеры активно покупают «дешевые» дополнительные акции, что влечет уменьшение (размытие) доли нежелательного акционера и делает для него «захват» компании значительно более дорогим. Этот способ защиты от поглощения смогли успешно реализовать, например, компании Netflix в 2012 г. и Papa John’s в 2018 г. Один из самых недавних случаев — компания Twitter. Она активировала аналогичную «ядовитую пилюлю» в апреле текущего года, чтобы препятствовать покупке Илоном Маском крупного пакета ее акций.

Таким образом, если быть лаконичными, то «ядовитые пилюли» — это вариант защиты прав акционеров компании-мишени. И, как видим, даже не просто вариант, а целое семейство способов, цель которых — сделать компанию непривлекательной для поглощения и защитить права ее акционеров. Хотя в некоторых случаях «ядовитые пилюли» используются не для того, чтобы избежать поглощения, а чтобы повысить цену предложения.

Почему этот метод защиты «ядовитый» не только для рейдера

Как говаривал Парацельс: «Все есть яд, и все есть лекарство». Вероятно, в отношении применения «ядовитых пилюль» корпоративные юристы придерживаются того же мнения. И вот почему.

С одной стороны, «ядовитые пилюли» считаются (и это подтверждает практика) довольно эффективным методом противостояния агрессивному поглощению. Хотя и не самым надежным. Ведь «захватчик» может упорствовать в достижении своей цели и быть готовым к изначально не запланированным финансовым тратам. Например, на покупку дополнительно выпущенных акций компании-мишени даже по высокой в сравнении с другими акционерами цене.

С другой же стороны, использование «ядовитых пилюль» может навредить и самой компании. Так, ее акционеры могут подать в суд на совет директоров, если посчитают, что такая защита лишила компанию выгодной сделки по продаже акций, а совет директоров действовал во вред. Нередки и случаи, когда инвесторы, особенно институциональные, избегают вкладываться в компании, применяющие данный способ. Так как оценивают его излишне агрессивным и проблемным для них в перспективе.

На заметку
Защита «ядовитыми пилюлями» может быть, на наш взгляд, проведена и в рамках белорусского законодательства. В частности, в уставе АО допускается, например, лимитировать объем акций в уставном фонде, принадлежащих одному акционеру. А акции дополнительного выпуска могут размещаться путем проведения закрытой подписки (т.е. среди ограниченного круга лиц).

Несмотря на все вышеназванные минусы, пандемия COVID-19 и кризис в экономике только поспособствовали увеличению случаев реализации «ядовитых пилюль» как средства защиты от нежелательного поглощения. И причина очевидна — резкое снижение цены на акции некоторых компаний сделало их слишком привлекательными мишенями для «захвата».