Указ от 01.08.2022 N 264 «О реструктуризации таможенной задолженности» (далее — Указ N 264) предоставил некоторым юридическим лицам право реструктурировать таможенную задолженность сроком до года. Решение о реструктуризации будет принимать ГТК. Рассмотрим подробнее новации Указа N 264.

1. Что понимать под таможенной задолженностью и ее реструктуризацией

Для целей Указа N 264 к таможенной задолженности относятся суммы не уплаченных в срок:

1) таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных и иных пошлин, взимаемых в целях защиты внутреннего рынка.

Примечание
Полагаем, что, поскольку не указывается иное, Указ N 264 применяется ко всем видам таможенных платежей. К таможенным платежам относится:
— ввозная таможенная пошлина;
— вывозная таможенная пошлина;
— НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
— акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
— таможенные сборы (п. 1 ст. 46 ТмК ЕАЭС, п. 1 ст. 29 Закона о таможенном регулировании).
Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (п. 33 ст. 2 ТмК ЕАЭС). Применение специальных, антидемпинговых, компенсационных и иных пошлин в целях защиты внутреннего рынка, возникновение и прекращение обязанности по их уплате определяет гл. 12 Закона о таможенном регулировании, гл. 12 ТмК ЕАЭС;

2) пеней, процентов, иных платежей, взимаемых таможенными органами.

Сроки уплаты указанных сумм определяет ТмК ЕАЭС, иные акты законодательства (п. 2 приложения к Указу N 264).

Реструктуризация заключается в поэтапном погашении таможенной задолженности. Этапы будут указываться в решении ГТК (абз. 2 подп. 1.6 п. 1 Указа N 264, п. 1 приложения к Указу N 264).

Полагаем, что решение о реструктуризации конкретной таможенной задолженности будет приниматься только один раз. Указ N 264 не предусматривает возможности повторной реструктуризации либо продления (изменения) ранее принятого решения о реструктуризации.

2. Кто сможет реструктурировать таможенную задолженность

Таким правом наделяется юридическое лицо:

1) созданное в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

2) имеющее таможенную задолженность;

3) отвечающее одному из требований:

— ведет деятельность, соответствующую приоритетным для инвестиций видам деятельности (секторам экономики). Перечень данных видов деятельности закрепляет постановление Совмина от 12.05.2016 N 372. Например, среди приоритетных видов деятельности сельское, лесное и рыбное хозяйство, производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, продуктов нефтепереработки, химических продуктов, автомобилей, прицепов и полуприцепов и т.д. (п. 1 перечня приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций);

— производит товары, определенные Совмином. Полагаем, что перечень таких юридических лиц Совмин укажет (уточнит) в течение двух ближайших месяцев (п. 2 Указа N 264).

3. К кому обращаться и в какой срок

С 04.10.2022 до 31.12.2023 решение о реструктуризации таможенной задолженности юридического лица будет принимать ГТК. Реструктуризация возможна на срок до года (подп. 1.1 п. 1, абз. 2 п. 3 Указа N 264).

4. Какие документы представлять

Потребуется заявление юридического лица. Требования к заявлению Указ N 264 не определяет. Представляется, что его можно будет составить в произвольной форме, обязательно перечислив обстоятельства, препятствующие погашению задолженности (подп. 1.2 п. 1 Указа N 264).

К заявлению юридическое лицо должно приложить:

1) ходатайство республиканского органа госуправления, в подчинении которого находится, либо облисполкома (Мингорисполкома). Порядок представления ходатайства Указ N 264 не регламентирует. Скорее всего, его определит Совмин (п. 2 Указа N 264);

2) график поэтапного погашения таможенной задолженности.

5. Как будет приниматься решения о реструктуризации

ГТК должен принять решение не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления юридического лица со всеми приложениями (абз. 2 подп. 1.4 п. 1 Указа N 264).

Обратите внимание!
Принятие решения о реструктуризации таможенной задолженности юридического лица — право ГТК, а не обязанность (подп. 1.1 п. 1 Указа N 264).

В решении ГТК укажет:

1) сведения о юридическом лице — заявителе;

2) дату начала и окончания срока:

— реструктуризации таможенной задолженности;

— погашения каждого этапа реструктурированной таможенной задолженности;

3) общую сумму таможенной задолженности, подлежащей погашению;

4) суммы таможенной задолженности, определенные для каждого этапа погашения (абз. 2 подп. 1.6 п. 1 Указа N 264).

ГТК откажет в реструктуризации, если:

— заявление и приложения к нему будут содержать неполные или недостоверные сведения;

— не будут соблюдаться требования Указа N 264 (подп. 1.5. п. 1 Указа N 264). Например, если юридическое лицо не приложит к заявлению документы, предусмотренные подп. 1.3 п. 1 Указа N 264.

Причины отказа ГТК изложит в решении (абз. 3 подп. 1.6 п. 1 Указа N 264).

6. В чем преимущества реструктуризации

В течение срока реструктуризации таможенная задолженность не взыскивается, пени не начисляются (подп. 1.7 п. 1 Указа N 264).

7. Какие последствия просрочки погашения реструктурированной таможенной задолженности

Несоблюдение указанных в решении ГТК сроков погашения реструктурированной таможенной задолженности повлечет прекращение этого решения. Полагаем, оно будет считаться прекращенным автоматически, поскольку принимать отдельное решение Указ N 264 не требует.

ГТК будет вправе взыскать с юридического лица суммы не погашенной в срок таможенной задолженности уже начиная с первого дня просрочки. Взысканию также подлежат пени, начисленные на не уплаченные в срок суммы. Пени будут начисляться в общем порядке, установленном ст. 55 НК (подп. 1.8 п. 1 Указа N 264).

8. Когда положения Указа N 264 вступают в силу

Основные положения Указа N 264 вступают в силу с 04.10.2022 и действуют до 31.12.2023 (п. 3 Указа N 264).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex