Святость создается любовью.
Оскар Уайльд

В 2017 году появился повод широко обсудить предназначение профессии юриста. Начало дискуссии положила выставка «Святые юристы». Она открылась в Томске накануне профессионального праздника по инициативе Дмитрия Лизунова, юриста, советника ректора Национального исследовательского Томского государственного университета.

Тема выставки довольно неожиданна. Слова «святой» и «юрист» сочетаются с трудом. Французский просветитель Поль Анри Гольбах в свое время рассуждал: «Кто такие святые? Это молящиеся, постящиеся, терзающие себя люди, которые бегут от мира, которые, как совы, радуются уединению, которые воздерживаются от всякого удовольствия…»

Меньше всего это определение подходит к юристам. Мало кто из них стремится к святости и бежит от мира. Тем не менее святыми иногда становятся люди, далекие от представлений Гольбаха. Да и с самими правоведами не все так просто. Верующие, например, убеждены, что основоположником законов был Бог.

Именно он дал Моисею и сынам израилевым 10 основных законов, по которым уже не первое тысячелетие живет человечество. Часть этих заповедей касается уголовных преступлений: не убий; не укради; не произноси ложного свидетельства; не желай дома ближнего твоего, жены его, раба, вола, ничего, что у ближнего твоего.

Кто такой святой?
Святой – человек, который не нарушает нравственных норм жизни и отличается чистотой сердца. Церковь иногда признает святыми, или канонизирует, людей, которые не отличались совершенством, но стали для верующих примером подвига страданий и смерти за Христа (мученики) или чистоты христианской жизни (праведники). Святые борются со злом в первую очередь в себе и этим влияют на мир. Можно сказать, что святые – это люди, которые откликнулись любовью на любовь.

В Византии служителей храма Святой Софии в Константинополе, которые имели образование, владели стенографией и отличались особыми нравственными качествами, называли нотариями. Они следили, как в гражданских судах применяли царские указы и законы о церковном имуществе, и по большому счету были секретарями. Многие выдающиеся церковные деятели начинали свое служение в качестве нотариев. Например, святитель Афанасий Великий – один из греческих Отцов Церкви. Именно ему принадлежит фраза: «Право было дано людям еще до грехопадения в раю в виде неюридических установлений Господа».

Самыми прославленными нотариями и святыми покровителями юристов стали Маркиан и Мартирий (умерли около 355 года). Они служили при патриархе Павле Святейшем. Скрупулезно ведя подробные записи, заложили основы беспристрастного протокола. Маркиана и Мартирия казнили за отказ отречься от христианства. Их почитают как святых мучеников и в православной, и в католической церкви. В память о Маркиане и Мартирии в конце IV века в Византии стали отмечать день святых нотариев – по сути, теперешний День юриста.

Пожалуй, нет человека, который ничего бы не слышал о святителе Иоанне Златоусте (родился около 347–407). Это архиепископ Константинопольский, один из Вселенских святителей и учителей вместе с Василием Великим и Григорием Богословом. Его главное творение – Божественная литургия, центральная служба православной церкви.

Святитель Иоанн родился в знатной семье, получил прекрасное светское образование. Вел адвокатскую практику, мог сделать неплохую карьеру. Однако серьезно увлекся Божественным Писанием и сочинениями отцов церкви. После смерти матери ушел в монастырь. Приняв церковный сан, стал читать проповеди. В течение 12 лет пресвитер Иоанн проповедовал в храме, разбирал с прихожанами смысл Слова Божьего, записывал собственное толкование Писания и молитв, наставления верующим. Послушать его приходили из других городов. За дар проповедника Иоанна прозвали Златоустом. Он считается покровителем адвокатов, дикторов, ораторов.

Одним из величайших императоров Византии был святой благоверный император Юстиниан (483–565). Он родился в нынешней Болгарии. Всего через полгода после восхождения на престол начал масштабную юридическую реформу. При непосредственном участии императора систематизировали и кодифицировали вырабатываемые веками нормы римского права. Результатом реформы стало создание в 534 году Кодекса Юстиниана – свода римского гражданского права. Он, кстати, лег в основу большинства современных законов.

Живший в Бретани <*> Святой Иво (Иво Бретонский, Иво Кермантенский, Иво Элори) (1253–1303) был судья и бесплатный адвокат для бедных. Он изучал юриспруденцию в Парижском университете, занимал должность епархиального судьи и судьи епископского суда. Защищал интересы римско-католической церкви от светской власти. В одном средневековом гимне есть такие слова: «Святой Иво был бретонец, адвокат – и при этом не вор, на удивление человечеству». Святой вел аскетическую жизнь. Организовывал больницы, детские дома и приюты для бездомных и бедных. На иконах часто изображается судьей в мантии. В странах Западной Европы считается покровителем юристов и адвокатов.

Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи) (1502–1585) – папа Римский с 1572  по 1585 год. Инициатор реформы юлианского календаря из-за 10-дневного отставания от солнечного года. Новый календарь назвали григорианским.

Уго Бонкомпаньи изучал право в Болонском университете. Как квалифицированный юрист, доктор права, был советником многих епископов в Риме, членом комиссии по упорядочению сводов канонического права, действовавших до 1917 года. Приветствовал «насилие во имя добра», одобрил резню гугенотов в Париже (или Варфоломеевскую ночь), поскольку считал их врагами Бога. Однако, как юрист, сожалел, что король не использовал более законные методы наказания еретиков. Григорий XIII заложил основы унии в Западной Украине через привлечение православных в католические семинарии. При этом в тайных циркулярах запрещал поощрять переход в католичество.

 Илию Праведного (1837–1907), или князя Илью Григорьевича Чавчавадзе, «грузинского Пушкина» – поэта и публициста, боровшегося за национальную и церковную независимость своей страны, грузины называют отцом Отечества. Он был духовным вождем грузинского народа, лидером грузинской интеллигенции.

Начальное образование получил у приходского дьякона вместе с крестьянскими детьми. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Князя отчислили с IV курса за участие в студенческих волнениях. Служил мировым посредником, затем мировым судьей. «Язык, Отечество, вера» – этими словами он обозначил свои взгляды. И.Г. Чавчавадзе считал, что благочестие вкупе с бескорыстной любовью к народу и родине составляет смысл человеческой жизни.

Был убит воинствующими социал-демократами. В исторической науке распространена версия, что за убийством стояли большевики. По многим данным, одним из убийц был Серго Орджоникидзе <*>.

Первые годы Советской власти оказались богаты на новомучеников. Одним из них стал мученик Иоанн (1878–1922) – Иван Михайлович Ковшаров, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный, юрисконсульт Александро-Невской лавры в Петрограде.

Иван Михайлович окончил юридический факультет Новороссийского университета и юридическую практику начал с защиты анархистов и революционеров от царского правительства. Затем по иронии судьбы Ковшарову довелось защищать от них церковь.

В.И. Ленин в 1922 году писал: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Нам именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели думать» <*>.

Когда начался голод в Поволжье, патриарх Тихон благословил добровольное пожертвование церковных ценностей. Однако ВЦИК узаконил насильственное изъятие. В лавре оно прошло спокойно благодаря разъяснительной работе И.М.  Ковшарова, за что он даже получил благодарность от районных властей. Несмотря на это, юриста арестовали в апреле 1922 года. Главное обвинение заключалось… в сопротивлении изъятию церковных ценностей и участии в уголовных делах в качестве политического защитника. На вопрос судьи, чем занимался до революции 1917 года, ответил: «Да вас защищал».

На процессе прокурор потребовал 16 смертных приговоров. Ковшаров в своем выступлении подробно разобрал доводы обвинения, виновным себя не признал и закончил словами: «Для братской могилы в 16 человек материала для обвинения мало».

Несмотря на кассационную жалобу, ВЦИК подтвердил смертный приговор для нескольких обвиняемых, в том числе юристов Ю.П. Новицкого и И.М. Ковшарова. В ночь на 13 августа 1922 года их, обритых и одетых в лохмотья, чтобы не опознали и не отбили у конвоя, расстреляли на окраине Петрограда.

Мученик Юрий (1882–1922) (Юрий Петрович Новицкий), коллега И.М. Ковшарова, окончил юридический факультет Киевского университета. Был доцентом, профессором кафедры уголовного права и уголовного судопроизводства Петроградского университета. Написал диссертацию по проблемам преступлений против личности. Научную деятельность совмещал с работой судебного следователя. Участвовал в расследовании убийства П.А. Столыпина, министра внутренних дел и председателя Совета министров Российской империи. Автор работ по истории судебных доказательств по Статуту ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов и особенностям литовского права, «О праве мести по «Русской правде»». К 1922 году закончил большую монографию «История русского уголовного права». Опубликовать ее не успел, монографию конфисковали при аресте.

Был председателем правления Общества объединенных петроградских православных приходов, членом совета Петроградского богословского института. Читал лекции на религиозно-философские темы: о проблеме добра и преступлений, о преступлении в идее.

Был приговорен к расстрелу вместе с архимандритом Сергием, Иваном Ковшаровым и митрополитом Вениамином.

Мученик Константин (1874–1918) (Константин Александрович Минятов) работал присяжным поверенным и вел адвокатскую практику. Учился в Санкт-Петербургском университете сразу на двух факультетах – на естественном отделении физико-математического и на юридическом. Был отчислен за участие в политической деятельности, но потом все же продолжил образование. Пересмотрев свою жизнь, стал глубоко верующим человеком. Вошел в состав церковной делегации, которая ходатайствовала об освобождении из заключения великого святителя и христианского исповедника епископа Тобольского и Сибирского Гермогена, тоже, кстати, юриста по образованию. Интересный факт: именно Гермоген в свое время отчислил из Тифлисской духовной семинарии за неявку на экзамен Иосифа Джугашвили, сейчас больше известного как Сталин.

Большевики казнили всех членов делегации.

Святой исповедник Владимир (1874–1954) (Владимир Николаевич Еленевский) родился в селе Плоское Витебской губернии в семье протоиерея. Окончил Витебскую духовную семинарию и Императорский Юрьевский университет в Тарту, работал народным следователем Витебского окружного суда и вел адвокатскую практику, активно участвовал в церковной жизни.

Во время изъятия церковных ценностей открыто заявил о грабительском характере этой кампании. Осенью 1922 года Владимира Николаевича с женой арестовали по доносу. Во время следствия опрошенные свидетельствовали в пользу арестованных, рассказывали, что Еленевские бескорыстно помогали нуждающимся.

Тем не менее Витебский губернский ревтрибунал приговорил В.Н. Еленевского к лишению свободы со строгой изоляцией на год и запретом работать следователем в течение трех лет. После освобождения зарабатывал на жизнь частными юридическими услугами: оформлял жалобы, давал консультации.

Не побоялся проявить активную христианскую позицию в тяжелейшее время гонений на церковь. В 1929–1931 годах, как опытный юрист, оказал неоценимую помощь в открытии более 50 закрытых приходов. За эту деятельность исповедника в 1931 году вновь арестовали. На допросе он назвал себя убежденным верующим и отрицал связь с обновленцами. После тюремного заключения Владимира Николаевича отправили в ссылку. Его сына за то, что не дал показаний против отца, исключили из института.

В 1944 году, после освобождения БССР от фашистских захватчиков, Владимир Николаевич переехал в Минск, работал юрисконсультом Минского епархиального управления. Написал очерк об истории противостояния Витебской епархии обновленческому расколу в 1920–1930-е годы. Скончался в Витебске в возрасте 80 лет.

Жизнь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (1896–1966) прошла среди эмиграции – сначала на Дальнем Востоке, на островах в Тихом океане, потом в США и Европе. Он изначально выбрал свой путь служения Богу, однако по настоянию родителей поступил в Харьковскую юридическую школу, в 1918 году работал в харьковском суде.

Во время гражданской войны бежал с семьей в Югославию. Там окончил богословский факультет Белградского университета. В 1924 году по поручению митрополита Антония, возглавлявшего Русскую православную церковь за рубежом, подготовил доклад о происхождении закона о престолонаследии в России и о том, насколько этот закон соответствовал духу русского народа и его историческим традициям. В 1934 году был направлен в Шанхай, где за время 20-летнего служения приютил и спас около 3500 детей.

В 1949 году после прихода в Китае к власти коммунистов около 6000 русских беженцев покинули Шанхай. Из всех стран мира только Филиппины согласились принять их и только на 4 месяца, которые растянулись более чем на 2 года. Святитель смог убедить власти США внести поправки в несколько законов, чтобы разрешить въезд беженцев в страну.

 Священномученик Валериан (1897–1930) (Валериан Васильевич Новицкий) учился в Минской духовной семинарии, но окончить ее не успел: в 1918 году большевики семинарию закрыли. В 1921 году Валериан Васильевич поступил на юридический факультет БГУ, но и здесь проучился недолго: умер отец, служивший священником в Свято-Троицкой церкви в селе Телядовичи Минской губернии. Сын решил продолжить его дело и посвятить себя служению Богу.

В январе 1930 года Валериана Васильевича арестовали, обвинив в агитации против колхозов. Виновным он себя не признал. Смог передать жене записку: «Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?» Жена решение мужа поддержала. В феврале 1930 года отца Валериана приговорили к расстрелу. Вместе с двумя другими приговоренными сам вырыл себе могилу. Место расстрела Валериана Новицкого до сих пор неизвестно.

Священномученик Владимир (1885–1937) (Владимир Константинович Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский) родился в городе Духовщина Смоленской губернии в семье земских врачей.

Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Археологический институт, служил в Правительствующем Сенате. Во время Первой мировой войны был помощником начальника Петроградской санитарной автоколонны, руководил распределением раненых по госпиталям.

Заявил о решении стать священником в дни, когда начались открытые гонения на церковь. В 1924 году его арестовали по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением императорской семьи и приговорили к 10 годам лагерей. Показания отца Владимира на следствии отличались продуманностью и взвешенностью, присущими юридически образованному человеку.

Срок сначала отбывал на Соловках, затем в ссылке в Сибири. По воспоминаниям заключенных, аристократизм Владимира Константиновича проявлялся, даже когда он разносил посылки или мыл уборные.

В 1936 году протоиерея Владимира вновь арестовали по статье 58 УК и по решению «тройки» приговорили к расстрелу. Несмотря на жесткое давление следователей, виновным он себя не признал и никого не оговорил.

Известный философ, писатель и публицист, профессор правоведения Иван Александрович Ильин писал: «Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни». Юристы, о которых мы сегодня рассказали, смысл жизни нашли в вере и служении людям.