Налоги – это всегда риск. Законодательство, практика, желание сэкономить и не иметь нарушений и пр. Причем ни одно государство, применяющее более-менее классические системы налогообложения (налоги на прибыль и капитал, имущественные платежи, налоги на личный доход), не избежит, наверное, столкновения интересов налогоплательщика и налоговой инспекции.

С другой стороны, не так часто топ-управленцы включают налоги от своего бизнеса в сферу первоочередных интересов, несмотря на очевидную и исключительную значимость для государства и бизнеса налогов и обязательств по их уплате. Мы говорим о системном понимании налогов как своего рода регуляторов всей коммерческой деятельности, частной компании или госпредприятия.

Попытаемся лаконично пояснить, почему представляется исключительно важным управленцу, собственнику взглянуть на налоговые аспекты с точки зрения короткой модели: риски – области координации – принятие решений.

Итак, риски.

Налоговое законодательство содержит очевидные ограничительные элементы многофункционального характера. Что в первую очередь? Пожалуй, вот такие факторы:

— п. 4 ст. 33 НК, Постановление Совмина № 465: действия, направленные на занижение налоговой базы: дробление бизнеса, искусственность хозяйственной операции; «извлечение» денег из бюджета путем применения нулевой ставки НДС;

— тонкая капитализация: принятие отдельных услуг в затраты при участии аффилированных лиц;

— трансфертное ценообразование: цены продаж и/или покупок, отличные от рыночных; экспорт прибыли за рубеж.

Это самые «рельефные» рисковые факторы.

Взаимодействие, взаимосвязи и координация

Влияние этих «налоговых заборов» на налоговые обязательства, в частности, по налогу на прибыль, в отдельных случаях – на НДС, непосредственно и масштабно.

Но даже само перечисление таких аспектов направляет вектор координации в сторону юридической службы, подразделений маркетинга и сбыта, снабжения либо иных.

Поэтому, как видится, задача высших управленцев – выработать модель такого взаимодействия, при которой риск «пожарного» налогообложения был бы минимизирован.

Что мы понимаем под такой моделью?

Предварительный анализ и оценка договоров, продаж, закупок с точки зрения исключения искусственности, проще говоря, надуманности сделок.

Как отслеживаются цены покупок и продаж с аффилированными лицами и сопоставляются с такими же операциями с «независимыми» покупателями и поставщиками?

Сколько имеем прибыли от продаж напрямую и сколько «экспортируем» за счет сверхнаценки покупателя за рубежом?

Процесс такого мониторинга должен быть не от случая к случаю, а постоянным.

Далее, не забудем об иных, более рутинных, но требующих не меньшего внимания рисках.

Налоговые требования затрагивают такие «технические» стороны деятельности субъектов хозяйствования, как расход топлива, ремонт и реконструкция, списание оборудования и еще много интересных небухгалтерских вещей, которые почему-то считаются таковыми (не говоря уже про экологические платежи с их «химическими» расчетами).

Сколько линейных специалистов и руководителей причастны:

— к процессу расхода автомобильного топлива (а это нормируемые налоговые затраты)?

— к текущему и капитальному ремонту, реконструкции основных средств (от выбора вида строительных работ и фактического их осуществления зависит налоговая позиция: то ли это капитализируемые, то ли текущие операционные затраты)?

Список можно продолжить.

Здесь уже оценка рисков и координация в среде технических служб и управленцев инженеров и строителей.

Можно сделать вывод, что сегодня нет «чистой» налоговой бухгалтерии (равно как и бухгалтерии в целом): есть общая задача налоговой безопасности.

Как компания выстроит иерархию работы в этой связи, так во многом и сложится «налоговое благополучие» предприятия, основанное не на сомнительных схемах, а на скоординированном мониторинге и взвешенной оценке наличия либо отсутствия налоговых рисков  с точки зрения законного расчета с бюджетом.

Контроль и управление 

Как в любом управленческом процессе, если мы хотим его видеть рабочим и работающим, за координацией должен следовать непосредственно контроль.

Вообще под системой внутреннего контроля (СВК) обычно понимают совокупность внутреннего контроля, внутреннего аудита, организационной структуры, локальных правовых актов, определяющих стратегию, политику, методики и процедуры внутреннего контроля.

Безопасный процесс налогообложения требует эффективной координации многих служб предприятия.

Адекватный контроль должен быть обеспечен на всех уровнях:

1) на уровне анализа и оценок: это может быть внутренний аудитор компании, руководитель службы внутреннего контроля (контроллинг);

2) на уровне принятия управленческих решений: заместитель руководителя по направлению либо сам руководитель в относительно небольших компаниях.

Возможно, кому-то такая система может показаться ненужной и излишней, однако вспомним банальное: в бухучете только лишь отражаются те хозяйственные операции и отношения, которые возникли непосредственно в процессе деятельности предприятия. Цена налоговых рисков слишком высока, чтобы исходить только из некого «и так хорошо», «у нас все замечательно платится», и не создавать именно СВК таких рисков.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/