Безусловно, пандемия коронавируса наложила серьезный отпечаток не только на население государств, но и на экономическую сферу. В частности, меры, принимаемые государствами либо союзами государств, отразились в том числе и на деятельности таможенной службы.

Следует обратить внимание, что в целом деятельность таможенных служб всех стран мира приобрела в максимальной степени электронный характер.

Так, можно выделить ряд направлений, по которым приняты меры, затрагивающие деятельность таможенной службы в условиях пандемии COVID-19:

1) запрет на перемещение товаров;

2) особенности транзита товаров и транспортных средств;

3) возможность предоставления копий документов, используемых для таможенных целей;

4) освобождение от уплаты ввозных пошлин либо предоставление льгот по уплате.

Установление запрета на перемещение товаров

Для данного направления характерно установление запретов на перемещение товаров как актами наднационального законодательства, так и на национальном уровне. Например, на уровне Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Коллегией Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) 24.03.2020 принято Решение № 41, которое устанавливает запрет вывоза с таможенной территории ЕАЭС средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения, а также ряда материалов сроком по 30.09.2020. Также Решением № 42 ЕЭК ввела запрет на вывоз за пределы ЕАЭС ряда продуктов питания (например, репчатый лук, чеснок, рис, гречиха, готовые пищевые продукты из гречки).

Кроме того, на национальном уровне государства — члены ЕАЭС также ввели ограничения на вывоз ряда товаров. Например, Российская Федерация ввела по 01.06.2020 запрет на вывоз с ее территории ряда товаров (одноразовые комбинезоны химической защиты, маски медицинские, халаты медицинские и пр.).

Установление особенностей для транзита товаров и транспортных средств

Это направление касается осуществления транзитных перевозок грузов. Следует обратить внимание, что данное направление является одним из ключевых в экономике многих стран, поэтому государства стараются создать наиболее приемлемые условия для сохранения транзитного потенциала во время пандемии. При этом, безусловно, учитывается сложившаяся эпидемиологическая ситуация. В данном блоке полагаем возможным выделить ряд мер, которые направлены на максимальное исключение контактов перевозчиков с таможенными органами. В Республике Беларусь Правительством установлен ряд ограничений и требований для водителей, выполняющих транзитные перевозки по территории республики. В частности, водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Республики Беларусь по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию, за исключением случаев, установленных подп. 1.3 п. 1 постановления Совмина № 171.

В то же время ряд государств полностью ограничили транзитные перевозки через территорию своих государств. Например, Республика Казахстан запретила транзит по своей территории иностранных граждан и грузовых транспортных средств, следующих в третьи страны, в которых установлен запрет на въезд (к таким странам относится Таджикистан и Туркменистан).

Кроме того, ряд государств ввели ограничения по количеству пропускаемых грузовых транспортных средств либо установили временной интервал для пропуска данных транспортных средств. Например, Китай уменьшил суточную норму пропуска транспортных средств через пункты пропуска на границе с Российской Федерацией «Пограничный-Суйфэньхэ», «Краскино-Хуньчунь», «Полтавка-Дуннин», «Турий Рог-Мишань». А Казахстан установил временной интервал с 10.00 до 19.00 для пропуска грузовых транспортных средств, следующих транзитом, в пунктах пропуска «Айша-биби» и «Карасу».

Возможность предоставления копий документов, используемых для таможенных целей

Данное направление касается возможности предоставления копий документов, используемых для таможенных целей, при совершении таможенных операций. Например, пакет мер Европейского союза (далее – ЕС) предусматривает возможность при таможенной процедуре таможенного транзита использовать отсканированные копии сопроводительных документов. Решением Совета ЕЭК № 36 декларанту предоставлена возможность представления таможенному органу электронной или бумажной копии сертификата о происхождении товара при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары. Данная возможность предоставлена по 30.09.2020.

Мера по освобождению от уплаты ввозных пошлин либо предоставление льгот по уплате

В качестве отдельного направления можно выделить меры по освобождению от уплаты ввозных таможенных пошлин либо предоставлению льгот по уплате. Например, Решением Совета ЕЭК № 21 предусмотрено освобождение от ввозной таможенной пошлины товаров, импортируемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Действие данного решения затрагивает, например, такие товары, как средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, диагностические реагенты, отдельные виды оборудования и материалов. В то же время в ЕС при наличии подтверждения серьезных экономических и социальных затруднений у субъекта таможенные органы вправе  не начислять проценты на задолженность субъекта хозяйствования по таможенным платежам.

В целом следует отметить, что во всех странах предприняты меры по созданию «зеленого коридора» для импорта товаров, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий пандемии коронавирусной инфекции. Соответственно таможенные операции в отношении таких товаров осуществляются таможенными органами в первоочередном порядке.