Указом № 325 вносятся изменения в два указа:

Указ от 07.02.2006 № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее — Указ № 72);

Указ от 22.12.2018 № 488 «О строительстве сетей водоснабжения, водоотведения (канализации)» (далее — Указ № 488).

Наиболее существенные изменения, которые вступают в силу с 03.03.2022, коснулись Указа № 72:

1) предоставлено право заказчикам, застройщикам осуществлять строительство объектов инфраструктуры за счет собственных средств при предоставлении земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов, одноквартирных, блокированных жилых домов в районах (кварталах) индивидуальной жилой застройки, иных объектов на территории застройки и отсутствии на таких участках объектов инфраструктуры, а также при отсутствии в отношении данных объектов проектной документации. В настоящее время такое право предоставлено лишь инвесторам по условиям инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь. Кроме того, с 03.03.2022 строить объекты инфраструктуры за счет собственных средств инвесторы, заказчики, застройщики будут вправе в том числе, когда это не предусмотрено условиями предоставления земельного участка, аукциона либо инвестиционного договора (абз. 15 — 20 п. 1 приложения к Указу № 325; ч. 5, 6 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72).

Примечание
Объекты инфраструктуры объекты магистральной и распределительной инженерной инфраструктуры, распределительной транспортной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих минимально необходимый уровень инженерного оборудования земельных участков (подстрочное примечание <***> приложения к Указу 325).

При строительстве объектов инфраструктуры за счет собственных средств возмещение затрат лицом, которому предоставлен земельный участок, производиться не будет. При этом Указом № 325 предусмотрен порядок возмещения затрат в случае, когда строительство, в том числе проектирование, всех либо отдельных объектов магистральной и (или) распределительной инженерной, распределительной транспортной инфраструктуры к многоквартирным жилым домам, одноквартирным, блокированным жилым домам в районах (кварталах) индивидуальной жилой застройки, иным объектам на территории застройки осуществляется частично за счет средств заказчика, застройщика, инвестора (абз. 22, 23 п. 1 приложения к Указу № 325);

2) исключен термин «инженерная инфраструктура». Это связано с тем, что данный термин уже существует в Законе № 300-З и в принципе все термины, которые им установлены, должны быть использованы в том числе в целях Указа № 72. При этом Указом № 72 вводится дополнительный термин «архитектурно-планировочная концепция объекта строительства». Отметим, что аналогичное определение данного термина также уже закреплено в иных НПА, ТНПА, например в (02250) «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» (абз. 5, 6 п. 1 приложения к Указу № 325);

Примечание
Архитектурнопланировочная концепция объекта строительстваэскиз, обеспечивающий наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественноэстетических качествах объекта строительства с указанием основных техникоэкономических показателей, разрабатываемый на предпроектной (предынвестиционной) стадии (до начала разработки проектной документации) (абз. 6 п. 1 приложения к Указу 325, подп. 3.1 п. 3 ТКП 451.022982014 (02250)).

3) установлено, что в случае отсутствия градостроительной документации границы района (квартала) индивидуальной жилой застройки, регламенты использования территории и параметры застройки будут определяться архитектурнопланировочной концепцией объекта строительства (абз. 7 п. 1 приложения к Указу № 325, абз. 7 подп. 1.1-1 п. 1 Указа 72);

4) исключена норма, согласно которой строительство, в том числе проектирование, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется на основании разрешительной документации, подготовка и выдача которой производится в установленном порядке. Таким образом, исключено противоречие с Декретом № 7, согласно которому в отношении отдельных видов работ (капитальный ремонт и техническая модернизация) разрешительная документация не требуется (абз. 8 п. 1 приложения к Указу № 325, абз. 2 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 4);

5) исключено положение, в соответствии с которым проектная документация, прошедшая государственную, государственную экологическую экспертизы и утвержденная в установленном порядке, является основанием для получения в органах госстройнадзора разрешения на производство СМР. Это связано с тем, что обязанность заказчика (застройщика) получать соответствующее разрешение отменена еще в 2018 г., когда на смену разрешительному порядку пришел уведомительный (абз. 8 п. 1 приложения к Указу № 325, абз. 14 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7);

6) регламентирован порядок передачи в госсобственность завершенных строительством объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства в зависимости от источника финансирования, за счет которого осуществлялось возведение данных объектов (абз. 29 — 38 п. 1 приложения к Указу № 325, подп. 1.9 п. 1 Указа № 72):

— за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и прочих приравненных средств;

— за счет средств дольщиков, владельцев жилищных облигаций;

— за счет собственных средств заказчика, застройщика;

7) открыт перечень эксплуатационных организаций, собственные (привлеченные) средства которых направляются на финансирование строительства, в том числе проектирования, объектов магистральной, распределительной инженерной инфраструктуры, распределительной транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым для возведения многоквартирных жилых домов, одноквартирных, блокированных жилых домов в районах (кварталах) индивидуальной жилой застройки, возведения иных объектов на территориях застройки (далее — финансирование строительства). В настоящее время на финансирование строительства направляются среди прочих собственные (привлеченные) средства энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белэнерго», газоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белтопгаз», подчиненных Минэнерго, в размерах, определяемых Совмином. Указом № 325 установлено, что это могут быть и иные эксплуатационные организации (абз. 12 п. 1 приложения к Указу № 325, ч. 1 подп. 1.7 п. 1 Указа № 72).

Примечание
Эксплуатационная организация специализированная организация, созданная в целях эксплуатации и обслуживания (обеспечения работоспособности) объектов инженерной, транспортной инфраструктуры (абз. 10 подп. 1.11 п. 1 Указа 72).

Кроме того, установлено, что по согласованию с Минэнерго, Минсвязи, Минтранса, другими заинтересованными ежегодно формировать программы финансирования строительства, минимально необходимых объектов социальной инфраструктуры с учетом всех источников будут не только облисполкомы и Минский горисполком, но и эксплуатационные организации, в том числе энергоснабжающие организации, входящие в состав ГПО «Белэнерго», газоснабжающие организации, входящие в состав ГПО «Белтопгаз», подчиненные Минэнерго, операторы электросвязи, в том числе подчиненные Минсвязи. Внесены иные уточнения, связанные с функционированием соответствующих эксплуатационных организаций (абз. 9 — 14, 24, 26 п. 1 приложения к Указу № 325; ч. 1 — 3 подп. 1.7, ч. 8, 9 подп. 1.8 п. 1 Указа № 72);

8) установлено, что предусмотренный порядок финансирования строительства за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных, перечисленных в подп. 1.7 п. 1 Указа № 72 средств не распространяется также на строительство, в том числе проектирование, распределительных сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) в существующих районах (кварталах) индивидуальной жилой застройки. В настоящее время в качестве исключения предусмотрено лишь финансирование строительства, в том числе проектирования, объектов инженерной инфраструктуры (газопроводов) при газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан (абз. 39 — 44 п. 1 приложения к Указу № 325, абз. 3 подп. 1.10 п. 1 Указа № 72).

В Указе № 488 с 03.09.2021 увеличен срок с 1 года до 3 лет на поэтапное возмещение собственниками объектов недвижимости платы за присоединение к сетям водоснабжения (водоотведения), строительство которых осуществляли эксплуатирующие организации. Как и в настоящее время, собственники объектов недвижимости могут возместить соответствующие затраты эксплуатирующих организаций единовременно (п. 2 приложения к Указу № 325, ч. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 488).