Вопросы недопущения оправдания нацизма урегулировал новый специальный закон (далее — Закон N 103-З). Ранее они регламентировались отдельными нормами Закона о противодействии экстремизму.

Главные новшества Закона N 103-З:

1. Введены новые понятия, уточнены уже имеющиеся в законодательстве. Среди новых терминов:

нацистские преступники. К ним отнесены организаторы, подстрекатели, руководители или исполнители военных преступлений (абз. 4 ч. 1 ст. 1 Закона N 103-З);

пособники нацистских преступников. Это жители оккупированных территорий, в том числе поступившие на службу в нацистские органы, исполнявшие приказы или умышленно содействовавшие исполнению приказов нацистских преступников (абз. 5 ч. 1 ст. 1 Закона N 103-З).

Расширено понятие нацистской символики и атрибутики. К ней будут относиться также символика и атрибутика организаций, сотрудничавших с организациями, признанными нацистскими (абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 103-З).

Примечание
Перечни нацистских организаций, нацистской символики и атрибутики определяет МВД по согласованию с Минюстом, КГБ и Национальной академией наук (ч. 4 ст. 12 Закона N 103-З).

К действиям, признаваемым реабилитацией нацизма, добавлена героизация нацистских преступников и их пособников — преднамеренное прославление их и совершенных ими преступлений (абз. 10 ч. 1 ст. 1 Закона N 103-З).

2. Определена компетенция субъектов противодействия реабилитации нацизма и обязанности других органов в данной сфере. К субъектам противодействия реабилитации нацизма отнесены МВД, КГБ, ГПК, ГТК, ДФР, Следственный комитет, органы прокуратуры и иные правоохранительные органы, ряд республиканских органов госуправления (Мининформ, Минобразование, Минкультуры, Минюст и др.), Национальная академия наук и местные исполкомы (ч. 3 ст. 6 Закона N 103-З). Каждый из этих органов в пределах своей компетенции должен осуществлять профилактические меры (мониторинг соблюдения законодательства, формирование в обществе нетерпимости к нацизму и др.) и иные полномочия в сфере недопущения реабилитации нацизма. В частности, Минюст (управления юстиции), аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей и местные исполкомы, помимо прочего, будут контролировать деятельность политических партий, профсоюзов, общественных объединений и религиозных организаций на предмет нарушений ( Закона N 103-З).

Координировать деятельность по противодействию реабилитации нацизма будет МВД, которому другие субъекты будут направлять информацию о принятых мерах (ч. 1, 9 ст. 7 Закона N 103-З).

В совместную компетенцию МВД и КГБ вошли обязанности по прогнозированию социально-политической ситуации, обеспечению реализации межведомственного плана профилактических мер и информированию Президента и Совмина (ч. 2 ст. 7 Закона N 103-З).

Госорганы и иные организации, не относящиеся к субъектам противодействия реабилитации нацизма, также должны будут принимать профилактические меры, участвовать в выявлении и пресечении реабилитации нацизма и оказывать содействие субъектам противодействия (ст. 8 Закона N 103-З).

3. Закреплены меры противодействия реабилитации нацизма. Их перечень и порядок применения аналогичны мерам в сфере противодействия экстремизму (ст. 12 Закона N 103-З, гл. 3 Закона о противодействии экстремизму). При обнаружении нарушений любой организации (в том числе иностранной и международной) или ИП могут вынести официальное предупреждение или предписание, приостановить деятельность, признать их экстремистскими и запретить деятельность на территории Беларуси.

Закон N 103-З начнет применяться с 16.06.2021.