Закон от 13.12.2022 N 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее — Закон о неплатежеспособности, новый Закон) заменит действующий Закон об экономической несостоятельности (банкротстве). Регулирование существенно изменяется. Рассмотрим основные новеллы. Новый Закон вступит в силу с 01.10.2023 (ст. 230 Закона о неплатежеспособности).

Обратите внимание!
Новый Закон отличается от опубликованного ранее проекта. Например, в проекте не было определения «урегулирование неплатежеспособности». Кроме того, отличаются основания для подачи заявления должника о несостоятельности и заявления должника о банкротстве, порядок и сроки подачи иска о привлечении к субсидиарной ответственности и др.

1. Уточнен ряд основных терминов, введены новые

Введен термин «урегулирование неплатежеспособности» (п. 34 ст. 1 Закона о неплатежеспособности). Он не был закреплен в Законе о банкротстве. Под урегулированием неплатежеспособности понимается совокупность мер и процедур, которые применяют в отношении юрлица или ИП в целях предупреждения несостоятельности или банкротства, а также в отношении должника-юрлица или должника-ИП, признанных в соответствии с Законом о неплатежеспособности несостоятельными или банкротами. В определении «урегулирование неплатежеспособности» закреплены цели применения процедур в отношении должника-юрлица или должника-ИП, признанных несостоятельными или банкротами (п. 34 ст. 1 Закона о неплатежеспособности).

Из этого определения, а также из других норм нового Закона видно, что применяемые процедуры зависят от того, является должник юрлицом или ИП. В новом Законе четко закреплено, что санация применяется только в отношении должника-юрлица (п. 32 ст. 1, подп. 1.2 п. 1 ст. 11 Закона о неплатежеспособности). Соответственно, только юрлицо может быль признано несостоятельным (п. 25 ст. 1 Закона о неплатежеспособности). В отношении ИП применяется ликвидационное производство, но не применяется санация, соответственно, ИП может быть признан только банкротом (п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 11 Закона о неплатежеспособности). В Законе о банкротстве это прямо не прописано (абз. 3 ч. 2, абз. 3 ч. 3 ст. 13). Однако в гл. 18 упоминается только об открытии в отношении должника-ИП конкурсного и ликвидационного производства (ч. 5 ст. 225, ч. 3 ст. 226 Закона о банкротстве). На практике в отношении ИП санация не применяется.

Новый Закон уточняет определение неплатежеспособности. Под ней понимают финансовое состояние должника, характеризующее его неспособность исполнить денежные обязательства, обязанность по уплате обязательных платежей и (или) обязательства по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде, срок исполнения которых наступил (п. 24 ст. 1 Закона о неплатежеспособности). То есть более четко по сравнению с действующей нормой определено, какие именно обязательства не может исполнить должник для установления его неплатежеспособности (абз. 34 ст. 1 Закона о банкротстве). Кроме того, новым Законом уточнен и расширен перечень обязательных платежей. К ним в том числе отнесены подлежащие возмещению государству суммы льгот и (или) преференций, предоставленных по инвестиционным договорам с государством (абз. 35 ст. 1 Закона о банкротстве, п. 26 ст. 1 Закона о неплатежеспособности).

Новый Закон предусматривает изменения определений некоторых терминов. Например, вместо «экономическая несостоятельность» предлагается термин «несостоятельность». При этом из определений «банкротство» и «несостоятельность» исключены положения о том, что неплатежеспособность имеет или приобретает устойчивый характер (абз. 2, 44 ст. 1 Закона о банкротстве, п. 1, 25 ст. 1 Закона о неплатежеспособности). Соответствующие положения отсутствуют также в других статьях нового Закона. В связи с этим полагаем, что после вступления его в силу отменят постановление Совмина N 1672, которым определены критерии неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер (подп. 3.3, 3.4 п. 3).

2. Изменено соотношение и содержание процедур несостоятельности и банкротства

Конкурсное производство, санация и ликвидационное производство будут самостоятельными процедурами (ст. 11 Закона о неплатежеспособности). Напомним, что по Закону о банкротстве процедуры санации и ликвидационного производства включены в конкурсное производство (ст. 13 Закона о банкротстве).

В конкурсном производстве будут проверять основания для принятия решения о признании должника несостоятельным или банкротом, формировать реестр требований кредиторов, определять признаки преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования проведению расчета с кредиторами (п. 18 ст. 1 Закона о неплатежеспособности). Расчеты с кредиторами будут проводить после завершения конкурсного производства, соответственно в процедурах санации или ликвидационного производства (п. 21, 32 ст. 1, абз. 4 ст. 115, ст. 142 Закона о неплатежеспособности).

3. Координация процесса в процедурах несостоятельности и банкротства возлагается на Правительство и местные исполнительные и распорядительные органы

Среди нововведений в этой части можно отметить следующие.

Новым Законом предусмотрено, что Совмин координирует деятельность госорганов при реализации полномочий в процедурах, применяемых в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве (подп. 1.2 п. 1 ст. 12 Закона о неплатежеспособности). Кроме того, Совмин будет определять перечень юрлиц, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, в отношении которых процедуры несостоятельности и банкротства не применяются (ст. 3, подп. 1.3 п. 1 ст. 12 Закона о неплатежеспособности).

Отраслевые госорганы в отношении подведомственных организаций, исполкомы в отношении коммунальных предприятий и всех санируемых предприятий на своей территории будут организовывать досудебное и судебное оздоровление, давать оценку деятельности управляющих, кандидатуры которых ими представлены (п. 2, 3 ст. 12 Закона о неплатежеспособности).

Местным исполнительным и распорядительным органам предоставляется право по своей инициативе разрабатывать и принимать меры по предупреждению несостоятельности и банкротства частных организаций на своей территории, если это необходимо в интересах регионов и (или) государства (абз. 3 ч. 1 п. 3 ст. 12 Закона о неплатежеспособности).

4. Смягчены условия инициирования несостоятельности и банкротства самим должником

Новый Закон предусматривает два вида заявлений (ст. 6):