С 1 февраля 2019 года начнет действовать новый Закон от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».
Он представляет собой в значительной степени систематизированный нормативный правовой акт.

Несмотря на то, что количество статей в нем не увеличилось, его объем вырос вдвое против прежнего Закона, который регулировал указанную сферу <*>.

Сфера действия нового Закона

Сфера действия нового Закона по сравнению с прежним расширена. Главное отличие: переход от общего порядка подготовки НПА <*> к детальному <*>. Подробные требования нормотворческой техники изложены в Приложении к новому Закону и по объему составляют примерно половину нового Закона.

Новый закон также содержит правила проведения обязательной юридической и криминологической экспертиз, причем как в отношении проектов НПА, так и принятых НПА <*>.

Отметим, что ранее порядок проведения экспертиз в основном регулировался Указами Главы государства <*>.
При этом прежний Закон содержал в основном отсылочные нормы <*>.

Важная новелла — НПА, принятые (изданные) с нарушением порядка проведения обязательной юридической экспертизы, не считаются вступившими в силу <*>.

По общему правилу новый закон не распространяется на акты Конституционного Суда и Верховного Суда, ненормативные акты, ЛНПА, международные договоры и иные акты, содержащие
обязательства Республики Беларусь. Исключения из названного правила в отношении вышепоименованных видов НПА могут предусматриваться Законом № 130-З.

Новый закон также не распространяется на технические НПА в области технического нормирования и стандартизации, но лишь в той части, которая урегулирована соответствующим законодательством <*>.

Запреты нового Закона

В  новом Законе содержится целый ряд запретов. Многие из них были ожидаемыми. Так, в частности, не допускается:
— включать в ЛНПА нормы, ухудшающие правовое положение граждан и организаций по сравнению с законодательством <*>;
— делегировать полномочия на принятие (издание) НПА, если они уже предоставлены законодательным актом <*>;
— передавать право принятия (издания) НПА иному нормотворческому органу (должностному лицу)
одного уровня <*>;
— указывать срок вступления в силу НПА ранее даты его принятия (издания) <*>.

Публичное обсуждение проектов НПА

Прежний закон содержал общую норму, согласно которой проект НПА может быть вынесен на публичное обсуждение. Предусматривалось три вида обсуждения: всенародное, общественное или профессиональное <*>. Сейчас осталось только два последних вида.

В новом Законе норма о публичном обсуждении в целом сохранена, но значительно дополнена и расширена.  Так в частности, определены площадки для публичного обсуждения проектов НПА. Таковых как минимум четыре. Обсуждение будет проходить на Интернет-сайте «Правовой форум Беларуси», путем парламентских слушаний, в СМИ либо иными способами.

Информация о проведении публичного обсуждения проекта НПА должна размещается на сайте и в СМИ и (или) на информационных ресурсах, размещенных в Интернет, определенных организатором обсуждения, а также на официальных сайтах госорганов (организаций).

Организатор публичного обсуждения обязан рассмотреть поступившие замечания и (или) предложения <*>.

Сроки публичного обсуждения устанавливаются организатором обсуждения самостоятельно. При этом он должен учитывать специфику регулируемых общественных отношений.

Минимальный срок публичного обсуждения проектов НПА составляет 10 календарных дней <*>.

Информация о результатах публичного обсуждения проекта НПА и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений должна включаться в обоснование необходимости принятия (издания) НПА <*>.

Подробный порядок проведения публичного обсуждения проектов НПА определит правительство <*>.

Примеры в новом Законе

Новый закон по-своему уникален. Он содержит такое количество примеров, которых нет ни в каком другом законодательном акте. Их наличие призвано в значительной степени облегчить работу специалистов различных отраслей, которым на практике приходится сталкиваться с применением НПА.

Большинство примеров относится к порядку оформления и правилам вступления в силу НПА.

Более того, ранее порядок вступления в силу НПА содержался сразу в нескольких законодательных актах <*>. Сейчас все правила о вступлении в силу НПА сведены в одном месте <*>.

Приведем один из нюансов, который урегулирован не только правилом, но и примером <*>. Как и ранее, один из возможных вариантов вступлении в силу ТНПА – через 15 рабочих дней после подписания <*>.
В таком случае из 15-ти дневного периода исключаются субботы, воскресенья, а также государственные праздники и праздничные дни, объявленные нерабочими днями. При этом также должны учитываться правила переноса рабочих дней, если последний имел место.

В новом Законе это правило проиллюстрировано сразу несколькими примерами.

Пример 1
Дата подписания ТНПА – 3 февраля 2017 г. Течение срока вступления в силу акта начинается 6 февраля 2017 г.
и заканчивается 24 февраля 2017 г. Акт вступает в силу с ноля часов 27 февраля 2017 г.

В первом примере отсутствует ситуация с переносом. В этом случае из подсчета исключены 4, 5, 11, 12, 18, 19, 25, 26 февраля 2017 года.

Пример 2
Дата подписания ТНПА – 31 марта 2017 г. Течение срока вступления в силу акта начинается 3 апреля 2017 г.
и заканчивается 21 апреля 2017 г. Акт вступает в силу с ноля часов 26 апреля
2017 г. (с учетом переноса рабочих дней).

В этом примере немного иная ситуация. Присутствует перенос рабочих дней, поэтому из подсчета исключены нерабочие дни 1, 2, 8, 9, 15, 16, 22, 23 и 24 апреля 2017 года. Последняя из названных дат также исключена, поскольку рабочий день с понедельника 24 апреля был перенесен на субботу 29 апреля 2017 года <*>.

Проанализировав оба примера можно сделать вывод, что такой ТНПА вступает в силу с первого рабочего дня, следующего за периодом в 15 рабочих дней после его подписания.