В 2019 г. проводилось общественное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» (далее — Законопроект, проект НПА).
В обосновании документа было указано, что положения Закона направлены на повышение качества и доступности медицинской помощи, а также защиту прав пациентов (включая персональные данные и информацию о состоянии здоровья), а также создание системы управления качеством медпомощи.
А 9 апреля 2020 г. законопроект уже был принят Палатой представителей в первом чтении.
Обратите внимание!
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования.
1. Проект НПА комплексно регламентирует вопросы электронного здравоохранения, возможность выдачи электронных рецептов, предусматривает аккредитацию медучреждений. В нем также предусмотрена целая глава, регламентирующая создание комитета по биоэтике. Он будет организован на общественных началах при Минздраве. Задача комитета — регулировать соблюдение норм медэтики и деонтологии.
2. Законопроект предполагает обновление понятийного аппарата. Так, в частности, предусмотрены определения терминов «близкие родственники», «изделия медназначения», «медтехника», «электронная медицинская карта пациента».
3. Вводятся изменения, которые уточняют право постоянно проживающих в стране иностранцев и лиц без гражданства на доступное медобслуживание. Так, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медобслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь <*>.
4. Проект НПА предусматривает включение в структуру здравоохранения университетских клиник <*>.
5. Помимо этого, Законопроектом вводится процедура аккредитации госорганизаций здравоохранения <*>.
При этом аккредитация госорганизаций здравоохранения представляет собой деятельность по установлению соответствия лечебно-диагностических возможностей госорганизации здравоохранения условиям, видам и уровням медпомощи.
Аккредитации подлежат только госорганизации здравоохранения, подчиненные Минздраву, местным исполкомам. Аккредитацию госорганизаций здравоохранения осуществляет организация, уполномоченная Минздравом.
6. В проекте сказано, что доступность, этапность и преемственность всех видов медпомощи в госорганизациях здравоохранения обеспечиваются ее оказанием на разных уровнях независимо от места жительства (места пребывания) пациента <*>.
Порядок и критерии отнесения организаций здравоохранения к уровню медпомощи устанавливаются Минздравом.
7. Проектом НПА расширяется перечень организаций здравоохранения, уполномоченных проводить обязательные и внеочередные медосмотры.
8. Проект НПА дополняет Закон о здравоохранении следующими статьями <*>:
— Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией. Она проводится в целях оценки состояния здоровья на предмет определения годности или негодности к работе с вредными и (или) опасными условиями труда или к работе, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе. А также, чтобы установить, есть ли связь заболевания с профессиональной деятельностью.
— Экспертиза качества медицинской помощи. Ее будут проводить в целях выявления нарушений при оказании медпомощи. В частности, при летальных исходах, случаях внутрибольничных инфекций, а также при поступлении жалоб от пациентов и их родственников.
— Клинико-экономическая (фармакоэкономическая) экспертиза.
9. Кроме того, Законопроект предусматривает включение в Закон о здравоохранении отдельной главы об оценке качества медпомощи <*>.
Оценка качества медпомощи проводится в целях сокращения количества случаев ее оказания с нарушением требований, установленных законодательством о здравоохранении, и представляет собой комплекс мероприятий по определению соответствия качества медпомощи:
— критериям оценки качества медпомощи, определенным Минздравом;
— порядкам оказания медпомощи по профилям заболеваний;
— клиническим протоколам;
— иным требованиям законодательства о здравоохранении.
10. Отдельная глава будет регулировать вопросы информационного обеспечения в области здравоохранения <*>.
В рамках информационного обеспечения в области здравоохранения осуществляются:
— создание, развитие, сопровождение и эксплуатация централизованной информационной системы здравоохранения;
— оказание медпомощи, меднаблюдение и проведение медэкспертиз с применением телемедицинских технологий.
11. По Законопроекту в Республике Беларусь появится централизованная информационная система здравоохранения, в которой будет храниться и обрабатываться мединформация.
Централизованная информационная система здравоохранения представляет собой единую централизованную информационную систему, обеспечивающую централизованное хранение и обработку мединформации в здравоохранении, включая базы (банки) данных, реестры (регистры) о пациентах, информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке субъектов информационных отношений к указанной информации.
Она включает в себя:
— сведения, содержащиеся в электронной медицинской карте пациента и других электронных медицинских документах;
— сведения, содержащиеся в едином электронном архиве медицинской информации о пациентах;
— сведения об организациях здравоохранения;
— сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь;
— сведения о медицинских документах и сведения об организации здравоохранения, в которой медицинские документы созданы и хранятся;
— сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также сводную аналитическую информацию по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи;
— сведения об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
— классификаторы, справочники и нормативно-справочную информацию в области здравоохранения.