По сообщению пресс-службы Парламента 2 апреля 2021 года на заседании Палаты представителей в первом чтении были рассмотрены восемь законопроектов.

В частности, среди них был рассмотрен законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны».

Вышеназванный законопроект предусматривает распространение действия Закона о государственной защите на военнослужащих и гражданский персонал ОАЦ при Президенте Республики Беларусь, а также на некоторых иных лиц, в отношении которых в связи с их деятельностью или гражданской позицией имеются угрозы их безопасности.

Законопроектом скорректировано определение понятия «государственная защита». Это сделано для наиболее полного охвата должностных лиц (сотрудников или военнослужащих), а также иных лиц, подлежащих государственной защите в связи с посягательством на их безопасность.

Вносимые изменения обеспечат единообразный подход к государственной защите вышеперечисленных лиц.

Указанный законопроект предусматривает возможность применения в отношении как защищаемого лица, так и его близких, меры безопасности, предполагающей изменение внешности. Она будет применяться в случаях, когда иные меры исчерпали себя.

При разработке законопроекта «О недопущении реабилитации нацизма» учитывались нормы модельного закона Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников».

В этом законопроекте впервые законодательно будут закреплены определения некоторых понятий: «нацистские преступники», «пособники нацистских преступников». В нем также  определены субъекты противодействия реабилитации нацизма и их компетенция в этой сфере. В частности, предложено возложить функции по координации деятельности указанных субъектов на МВД.

Названный законопроект устанавливает основные направления профилактики реабилитации нацизма. Так, например, предлагается ввести обязательный мониторинг соблюдения законодательства в части недопущения реабилитации нацизма. Помимо этого предусмотрены меры противодействия реабилитации нацизма. Они включают следующие действия: вынесение официальных предупреждения и предписания, приостановление, запрещение деятельности, вплоть до ликвидации экстремистской организации. При этом порядок применения подобных мер будет определяться законодательством о противодействии экстремизму. Отдельная статья будет регулировать противодействие реабилитации нацизма при увековечивании памяти погибших.

Законопроект «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» предполагает:

— ускоренное рассмотрение дел в гражданском процессе в отношении организаций с признаками экстремизма, а также признания символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами;

— законодательное закрепление определений понятий «экстремистская символика и атрибутика», «экстремистское формирование», расширение определений терминов «экстремизм», «экстремистские материалы»;

— возложение функций по координации деятельности субъектов противодействия экстремизму на органы внутренних дел, расширение перечня госорганов, в обязанности которых входит противодействие экстремизму;

— установление порядка запрета деятельности экстремистских формирований;

— наделение прокуроров областей и г.Минска наряду с Генпрокурором правом приостановления деятельности организации (представительства иностранной, международной организации), ИП при выявлении фактов, свидетельствующих о подготовке к совершению или совершении учредителями (участниками, собственниками имущества), руководителями (руководящими органами) организации, ИП экстремистских действий либо о непринятии или несвоевременном принятии мер по выполнению требований предписания или при повторном вынесении предписания;

— установление порядка прекращения деятельности ИП, а также запрет на регистрацию в качестве ИП в течение 5 лет для лиц, деятельность которых в качестве ИП была признана экстремистской;

— предоставление МВД полномочий на ведение и опубликование перечней организаций, формирований, ИП и граждан, причастных к экстремистской деятельности.

Законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», в частности, предусматривает:

  • упразднение уведомительного порядка организации и проведения массовых мероприятий;
  • наделение местных органов власти правом определения мест для проведения массовых мероприятий;
  • распространение на лиц, присутствующих на массовом мероприятии в качестве журналиста СМИ, при осуществлении ими своей деятельности предусмотренных законом требований по соблюдению общественного порядка наравне с участниками массовых мероприятий и установление запрета для такого лица выполнять распорядительные функции по организации и проведению массового мероприятия, а также уполномочивать иных лиц на аналогичные действия;
  • запрет на освещение в СМИ, Интернете или иных информационных сетях в режиме реального времени (в прямом эфире) массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка их организации или проведения, с целью их популяризации или пропаганды;
  • приостановление функционирования объектов общепита, транспорта, торговых объектов, ярмарок, работы организаций всех форм собственности в местах проведения массовых мероприятий по маршрутам следования их участников по требованию руководителя (заместителя) местных органов власти, ОВД в установленных Законом случаях. В частности, это право может быть использовано при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, либо если принято решение о запрещении (недопустимости) проведения массового мероприятия и др.).

На рассмотрение парламента был представлен и законопроект «Об изменении законов», который затрагивает деятельность органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

В нем предлагается:

  • отнести ОВД к военизированным организациям;
  • закрепить основания и пределы ограничения открытости (гласности) реализации функций органов внутренних дел;
  • создать подразделения по противодействию киберпреступности и межтерриториальные подразделения по гражданству и миграции;
  • усовершенствовать основания и порядок применения оружия и спецсредств;
  • расширить перечень случаев применения боевой и спецтехники для целей обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка;
  • усовершенствовать порядок применения и использования оружия военнослужащими внутренних войск, сотрудниками органов пограничной службы, органа государственной охраны и КГБ;
  • наделить органы внутренних дел правами:
  • получения на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведений о них из информационных систем, включая персональные данные;
  • проверки документов, необходимых для проверки соблюдения гражданами правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;
  • проведения личного досмотра (вместо личного обыска) задержанного лица и досмотра находящихся при нем вещей и транспортных средств;
  • изъятия на временное хранение предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) на объекты органов внутренних дел;
  • запрета осуществления гражданами видеозаписи, фото- и киносъемки;
  • запрета осуществления звуко- и видеозаписи окружающей обстановки, в том числе граждан, при исполнении служебных обязанностей;
  • на применение спецсредств к задержанным правонарушителям в случаях, если имеются основания полагать, что они могут причинить вред окружающим или себе.

В первом чтении был принят проект Закона «Об изменении законов», которым предусматривается корректировка норм ГПК, Трудового кодекса и Закона «О промышленной безопасности».

К примеру, законопроект предлагает дополнить Трудовой кодекс:

  • новыми основаниями расторжения трудового договора;
  • новой мерой дисциплинарной ответственности;
  • новым основанием для отстранения от работы;
  • нормами о запрете на выдвижение политических требований при проведении забастовки.

В свою очередь, в Закон «О промышленной безопасности» планируется внести положения, предусматривающие ограничение на участие в забастовках для работников опасных производственных объектов.

На заметку
Перечень опасных производственных объектов содержится в приложении 1 к Закону «О промышленной безопасности». К ним, в частности, относятся объекты, на которых ведутся горные работы (рудники, где могут произойти взрывы газа, внезапные выбросы породы, газа, горные удары и т.д.), объекты, на которых ведутся подземные горные работы, не связанные с добычей полезных ископаемых (например, участки проходки тоннелей метрополитенов и станций метрополитенов подземным способом).

В проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи» предлагается наделить ОАЦ при Президенте Республики Беларусь правом принимать решения о приостановлении или ограничении функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи в определенных законопроектом случаях.

Определяется, что приостановление или ограничение функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи по решению ОАЦ не является основанием для возникновения ответственности оператора электросвязи за убытки, причиненные пользователям услуг электросвязи в результате таких действий.

Депутаты рассмотрели в первом чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации».

В законопроекте Министерству информации предлагается дополнительно предоставить право принимать решения:

  • о прекращении выпуска средства массовой информации (наряду с судом при наличии соответствующего решения Межведомственной комиссии по безопасности в информационной сфере при Совете Безопасности Республики Беларусь);
  • об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, устанавливать срок, в течение которого такой доступ не может быть возобновлен по заявлению владельца интернет-ресурса, сетевого издания;
  • о направлении уведомления о включении копии интернет-ресурса в список идентификаторов интернет-ресурсов, доступ к которым ограничен.

Кроме того, планируется уполномочить Генерального прокурора, прокуроров областей и г. Минска на вынесение постановлений об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, посредством которых распространяется информация, направленная на пропаганду экстремистской деятельности и другой информации, способной нанести вред национальным интересам Республики Беларусь.