Установлены особенности проведения закупок за счет средств, поступающих от проведения субботников, а также некоторых аудиторских услуг за счет собственных средств. Они предусмотрены постановлением N 936.

Кому учесть изменения

С 1 января 2020 г. нормы затронут следующие организации:

— республиканские унитарные предприятия;

— госорганы;

— гособъединения;

— иные юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности;

— хозобщества, более 25% акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.

Вместе с тем до 1 июля 2020 г. местным советам депутатов рекомендовано привести свои нормативные правовые акты в соответствие с постановлением N 936 <*> и установить соответствующие особенности закупок для:

— коммунальных унитарных предприятий;

— гособъединений;

— иных юрлиц, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозобществ, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.

Закупки за счет средств от проведения субботников

 Независимо от стоимости и предмета закупки приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств должно осуществляться в порядке, определенном постановлением N 229 <*>. Это означает, что по общему правилу при закупках за счет таких средств должны проводиться конкурентные процедуры закупок с размещением информации в ИС «Тендеры». Какую именно процедуру провести (конкурс, электронный аукцион или иную конкурентную процедуру), организации определяют в соответствии с локальным правовым актом — порядком закупок за счет собственных средств, который также должен размещаться на сайте www.icetrade.by <*>.

Напомним, что провести процедуру закупки из одного источника можно лишь в трех случаях, если <*>:

1) конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным;

2) возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения;

3) организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя).

Изменения не коснутся закупок при строительстве за счет средств, поступивших от проведения субботников. На них не распространяются нормы постановления N 229. В настоящий момент порядок закупок в строительстве за счет собственных средств организации определяют самостоятельно. МАиС рекомендует в этих случаях осуществлять закупки на основании локальных нормативных актов, утвержденных руководителями субъектов хозяйствования <*>.

Закупки аудиторских услуг

 Новые требования должны выполняться при закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Они могут использоваться при закупках иных аудиторских услуг и не обязательны для банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», НКФО.

Нормы о выборе процедуры закупки, критериях и порядке оценки и сравнения должны применяться в отношении закупок за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита отчетности, начиная с отчетности за 2020 год <*>.

Выбор процедуры

По общему правилу независимо от стоимости закупаемых аудиторских услуг, в том числе на сумму до 1000 БВ, должен проводиться конкурс. Если же конкурс был признан несостоявшимся, организация вправе провести процедуру закупки из одного источника.

Конкурс – это конкурентная процедура закупки. Приглашение к участию в нем должно размещаться в открытом доступе в ИС «Тендеры», там же должны размещаться сообщение о результате проведенной процедуры. Законодательство содержит требования к содержанию приглашения, а также документации о закупке <*>.

При проведении конкурса срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 20 календарных дней. Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 БВ на день принятия решения о выборе победителя, — 3 рабочих дней после выбора победителя <*>.

Требования к аудиторам-участникам

В документации о закупке в составе требований к участникам обязательно должно предусматриваться следующее:

1) наличие сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций. Проверить представленную участниками информацию можно с помощью сведений на сайте Минфина;

2) представление участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости <*>. Какими именно документами должна подтверждаться такая информация, законодательство не устанавливает.

По общему правилу к участникам могут быть установлены и иные требования. Однако ряд из них за некоторым исключением устанавливать запрещено. Рассмотрим их:

Требование Допустимость установления в отдельных случаях
Обязательное наличие в штате участников определенной численности аудиторов Запрещено устанавливать во всех случаях
Минимальная страховая сумма по договору страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. При этом участник-победитель должен обеспечить наличие такого договора страхования, заключенного на сумму и условиях, определенных организацией-заказчиком
Обязательное наличие в штате участников работников, имеющих специальную подготовку в области Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений (далее -МСФО) Допустимо устанавливать в любом из следующих случаев:

1) осуществляются закупки за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;

2) в рамках одной процедуры одновременно осуществляется закупка за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;

3) соответствующие требования являются требованиями внешних пользователей отчетности (инвесторов, кредиторов, госорганов, зарубежных контрагентов и международных финансовых организаций) <*>

Членство (иное участие) участника в объединениях аудиторских организаций, являющихся членами Форума компаний Международной федерации бухгалтеров, либо в иных международных объединениях аудиторских организаций (далее – международные сети аудиторских организаций)
Минимальная позиция участников в рейтинге международных сетей аудиторских организаций

Критерии и порядок оценки и сравнения предложений

Организации должны предусмотреть следующие критерии: «цена предложения» и 3 нестоимостных критерия <*>. Возможные нестоимостные критерии законодательством не предусматриваются. При этом Аудиторской палате по согласованию с наблюдательным советом по аудиторской деятельности рекомендовано до 1 июля 2020 г. разработать методические рекомендации по оценке и сравнению организациями предложений участников, включая формирование нестоимостных критериев <*>.

Удельный вес критерия «цена предложения» может составлять от 40 до 50% включительно. Удельный вес каждого из нестоимостных критериев не должен превышать 20%.

Сравнение предложений участников по критерию «цена предложения» должно производиться без учета включенного в цену предложения НДС в случае, если в соответствии с законодательством заказчик вправе принять данный налог к вычету.

Допустимо проведение переговоров по снижению цены, в ходе которых участники могут уменьшить заявленную ими стоимость услуг, но не более чем на 20% от первоначальной цены предложения. Переговоры по снижению цены проводятся по решению организации с участниками, получившими равную максимальную оценку по нестоимостным критериям.

 Читайте также

Какие нормы планировалось включить в проект постановления  по закупке аудиторских услуг 

Итоги общественного обсуждения проекта соответствующего постановления