Установлены особенности проведения закупок за счет средств, поступающих от проведения субботников, а также некоторых аудиторских услуг за счет собственных средств. Они предусмотрены постановлением N 936.
Кому учесть изменения
С 1 января 2020 г. нормы затронут следующие организации:
— республиканские унитарные предприятия;
— госорганы;
— гособъединения;
— иные юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности;
— хозобщества, более 25% акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.
Вместе с тем до 1 июля 2020 г. местным советам депутатов рекомендовано привести свои нормативные правовые акты в соответствие с постановлением N 936 <*> и установить соответствующие особенности закупок для:
— коммунальных унитарных предприятий;
— гособъединений;
— иных юрлиц, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозобществ, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.
Закупки за счет средств от проведения субботников
Независимо от стоимости и предмета закупки приобретение товаров (работ, услуг) за счет таких средств должно осуществляться в порядке, определенном постановлением N 229 <*>. Это означает, что по общему правилу при закупках за счет таких средств должны проводиться конкурентные процедуры закупок с размещением информации в ИС «Тендеры». Какую именно процедуру провести (конкурс, электронный аукцион или иную конкурентную процедуру), организации определяют в соответствии с локальным правовым актом — порядком закупок за счет собственных средств, который также должен размещаться на сайте www.icetrade.by <*>.
Напомним, что провести процедуру закупки из одного источника можно лишь в трех случаях, если <*>:
1) конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным;
2) возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения;
3) организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя).
Изменения не коснутся закупок при строительстве за счет средств, поступивших от проведения субботников. На них не распространяются нормы постановления N 229. В настоящий момент порядок закупок в строительстве за счет собственных средств организации определяют самостоятельно. МАиС рекомендует в этих случаях осуществлять закупки на основании локальных нормативных актов, утвержденных руководителями субъектов хозяйствования <*>.
Закупки аудиторских услуг
Новые требования должны выполняться при закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Они могут использоваться при закупках иных аудиторских услуг и не обязательны для банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», НКФО.
Нормы о выборе процедуры закупки, критериях и порядке оценки и сравнения должны применяться в отношении закупок за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита отчетности, начиная с отчетности за 2020 год <*>.
Выбор процедуры
По общему правилу независимо от стоимости закупаемых аудиторских услуг, в том числе на сумму до 1000 БВ, должен проводиться конкурс. Если же конкурс был признан несостоявшимся, организация вправе провести процедуру закупки из одного источника.
Конкурс – это конкурентная процедура закупки. Приглашение к участию в нем должно размещаться в открытом доступе в ИС «Тендеры», там же должны размещаться сообщение о результате проведенной процедуры. Законодательство содержит требования к содержанию приглашения, а также документации о закупке <*>.
При проведении конкурса срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 20 календарных дней. Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней, а в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 БВ на день принятия решения о выборе победителя, — 3 рабочих дней после выбора победителя <*>.
Требования к аудиторам-участникам
В документации о закупке в составе требований к участникам обязательно должно предусматриваться следующее:
1) наличие сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций. Проверить представленную участниками информацию можно с помощью сведений на сайте Минфина;
2) представление участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости <*>. Какими именно документами должна подтверждаться такая информация, законодательство не устанавливает.
По общему правилу к участникам могут быть установлены и иные требования. Однако ряд из них за некоторым исключением устанавливать запрещено. Рассмотрим их:
Требование | Допустимость установления в отдельных случаях |
Обязательное наличие в штате участников определенной численности аудиторов | Запрещено устанавливать во всех случаях |
Минимальная страховая сумма по договору страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. При этом участник-победитель должен обеспечить наличие такого договора страхования, заключенного на сумму и условиях, определенных организацией-заказчиком | |
Обязательное наличие в штате участников работников, имеющих специальную подготовку в области Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений (далее -МСФО) | Допустимо устанавливать в любом из следующих случаев:
1) осуществляются закупки за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО; 2) в рамках одной процедуры одновременно осуществляется закупка за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО; 3) соответствующие требования являются требованиями внешних пользователей отчетности (инвесторов, кредиторов, госорганов, зарубежных контрагентов и международных финансовых организаций) <*> |
Членство (иное участие) участника в объединениях аудиторских организаций, являющихся членами Форума компаний Международной федерации бухгалтеров, либо в иных международных объединениях аудиторских организаций (далее – международные сети аудиторских организаций) | |
Минимальная позиция участников в рейтинге международных сетей аудиторских организаций |
Критерии и порядок оценки и сравнения предложений
Организации должны предусмотреть следующие критерии: «цена предложения» и 3 нестоимостных критерия <*>. Возможные нестоимостные критерии законодательством не предусматриваются. При этом Аудиторской палате по согласованию с наблюдательным советом по аудиторской деятельности рекомендовано до 1 июля 2020 г. разработать методические рекомендации по оценке и сравнению организациями предложений участников, включая формирование нестоимостных критериев <*>.
Удельный вес критерия «цена предложения» может составлять от 40 до 50% включительно. Удельный вес каждого из нестоимостных критериев не должен превышать 20%.
Сравнение предложений участников по критерию «цена предложения» должно производиться без учета включенного в цену предложения НДС в случае, если в соответствии с законодательством заказчик вправе принять данный налог к вычету.
Допустимо проведение переговоров по снижению цены, в ходе которых участники могут уменьшить заявленную ими стоимость услуг, но не более чем на 20% от первоначальной цены предложения. Переговоры по снижению цены проводятся по решению организации с участниками, получившими равную максимальную оценку по нестоимостным критериям.
Читайте также
Какие нормы планировалось включить в проект постановления по закупке аудиторских услуг
Итоги общественного обсуждения проекта соответствующего постановления