Совмин принял постановление от 10 декабря 2020 г. N 717, которое корректирует порядок закупок за счет собственных средств, предусмотренный постановлением N 229. В частности, дополнен перечень случаев проведения закупки из одного источника, установлены условия применения преференциальной поправки (далее — префпоправка), скорректирован порядок допуска товаров иностранного происхождения к закупкам, а также сроки и периодичность размещения отчета по проводимым процедурам закупок. Рассмотрим изменения подробнее.
Закупка из одного источника
Дополнен перечень случаев, когда организация вправе проводить закупку из одного источника. К таким случаям дополнительно отнесли приобретение товаров собственного производства у их производителя <*>. Следует отметить, что в данном случае предметом закупки может быть только товар, а не работы или услуги.
На заметку
Условия и критерии, при соблюдении которых юрлицо или ИП признается производителем, а произведенная им продукция относится к продукции собственного производства, определены в Положении об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства.
Документом, подтверждающим собственное производство товара, является оригинал или копия сертификата продукции собственного производства, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой (далее — БелТПП) или ее унитарными предприятиями <*>. Следует отметить, что сертификат продукции собственного производства товара должен быть действительным и соответствовать форме, определенной в приложении 1 к Положению о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства.
Допуск иностранных товаров к закупкам
При закупке ряда товаров в документацию на закупку должны быть включены условия допуска поставщиков, предлагающих иностранный товар. Постановление N 717 скорректировало условия допуска при закупке одних товаров и установило условия допуска при закупке других. Условия различаются в зависимости от того, в какое из приложений к постановлению N 229 включен товар: приложение 3 или приложение 3-1.
Закупка товаров, включенных в приложение 3
К данным товарам относят электронные и электрические провода и кабели, лифты, автомобили легковые пассажирские, автомобили грузовые и специального назначения, лифты и другие товары.
Напомним, что по общему правилу при закупке таких товаров на сумму более 2000 БВ возможность участия в закупке поставщиков, предлагающих иностранный товар, должна быть согласована с Комиссией по вопросам промышленной политики. Однако согласование не требуется для поставщиков, предлагающих товар, происходящий из Республики Беларусь и стран, которым Республика Беларусь предоставляет национальный режим <*>. Ранее постановление N 229 включало перечень таких стран. Сейчас конкретные страны в постановлении не указаны.
Изменилась и часть требований к документу, подтверждающему страну происхождения вышеуказанных иностранных товаров. В частности, в случае предложения таких товаров резидентом он должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара, выданный БелТПП. Подробнее см. в таблице <*>.
Страна происхождения товара | Подтверждающие документы |
Из государств – участников СНГ (кроме Республики Беларусь) | Документ о происхождении товара, выданный:
— в случае предложения таких товаров нерезидентом — как и ранее, уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.; — в случае предложения таких товаров резидентом — БелТПП |
Из государств, не являющихся участниками СНГ | Сертификат о происхождении товара (документ, его заменяющий), выдаваемый:
— в случае предложения таких товаров нерезидентом — как и ранее, уполномоченным органом (организацией) этих государств; — в случае предложения таких товаров резидентом — БелТПП |
В данном случае термины «резидент» и «нерезидент» определяются в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле <*>. В частности, к резидентам относят юрлиц, которые созданы в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь <*>. К нерезидентам относят международные организации (их филиалы и представительства), юрлиц и другие организации, созданные в соответствии с иностранным законодательством и с местом нахождения за пределами Республики Беларусь (их филиалы и представительства, находящиеся как в Республике Беларусь, так и за ее пределами) <*>.
На заметку
Как и ранее, документ, подтверждающий страну происхождения товара, должен быть выдан не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи предложения в случае проведения конкурентных процедур закупок или дня заключения договора при проведении закупки с применением процедуры закупки из одного источника <*>.
Закупка товаров, включенных в приложение 3-1
Постановление N 717 определяет перечень иностранных товаров по приложению 3-1, в отношении которых устанавливаются дополнительные условия их допуска к участию в процедурах закупок <*>. К таким товарам отнесли, например, сахар, масла и жиры животные и растительные, ткани, бумагу газетную в рулонах или листах, мыло и средства моющие, чистящие и полирующие, автомобили, машины для сельского и лесного хозяйства и другие товары.
Иностранные товары из приложения 3-1 и поставщики, предлагающие такие товары, допускаются к участию в процедурах закупок в случае, если для участия в процедурах закупок подано менее двух предложений <*>:
— содержащих информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь либо государств, товарам из которых предоставлен национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
— и соответствующих требованиям документации о закупке.
Страна происхождения товара в таком случае должна быть подтверждена документом, аналогичным как и в случае допуска к закупкам товаров по приложению 3 <*>.
Требования о допуске иностранных товаров по приложению 3-1 не применяются:
— если иностранные товары происходят из государств, которым предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
— в случаях проведения процедуры закупки из одного источника;
— в случае отсутствия производства закупаемого товара на территории Республики Беларусь, подтверждаемого сведениями из Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь. Подтверждающим документом в таком случае является справка, подписанная уполномоченным лицом организации <*>.
Условия применения префпоправки
При проведении процедур закупок, за исключением процедуры закупки из одного источника, следует применять префпоправку в размере 15% в случае предложения участником к закупке товаров, происходящих из <*>:
— Республики Беларусь. Документом, подтверждающим право на префпоправку в таком случае, как и ранее, является сертификат продукции собственного производства;
— стран, где товарам предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. В таком случае право на префпоправку должно быть подтверждено документом о происхождении товара, выданным как и в случае допуска к закупкам иностранных товаров <*>.
Цена предложений участников в таком случае уменьшается на 15% для целей оценки и сравнения предложений. При этом в случае проведения электронных аукционов расчет цены предложения с учетом префпоправки зависит от определения его начальной цены <*>.
В случае выбора победителем участника, предлагающего товары с применением префпоправки, договор с ним заключается по цене его предложения, а в случае проведения электронного аукциона – по цене его ставки, увеличенной на размер префпоправки <*>.
Префпоправка не применяется <*>:
— в отношении части товаров, являющихся предметом закупки, в том числе его лотом (частью);
— в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение префпоправки одинакового размера при проведении конкурентных процедур закупок, за исключением электронного аукциона.
На заметку
Как и ранее, госорганы, госорганизации с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций условия применения префпоправки в размере 15%. Однако с учетом принятых изменений сделать они это могут только в отношении процедур закупок работ или услуг, а не товаров, как было ранее, белорусского происхождения или которым в Беларуси предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь <*>.
Оформление документов по процедурам закупок
Постановление N 717 расширяет перечень сведений, которые следует указывать в приглашении и документации о закупке, оформляемых при проведении конкурентных процедур закупок.
При оформлении приглашения дополнительно следует указывать <*>:
— ориентировочную стоимость предмета закупки;
— начальную цену электронного аукциона, если она определяется на основании ориентировочной стоимости предмета закупки, или указание на то, что начальная цена электронного аукциона определяется по наименьшей цене из предложений участников, допущенных к торгам.
Документация о закупке, как и ранее, должна содержать сведения, определенные порядком закупок за счет собственных средств, в том числе дополнительно следует указывать <*>:
— условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары;
— условия применения префпоправки.
Сроки при проведении процедур закупок
Постановление N 717 скорректировало сроки при проведении процедур закупок. Подробнее см. в таблице.
Какой срок изменился | Старая редакция постановления N 229 | Новая редакция постановления N 229 | Примечания |
Срок для подготовки и подачи предложений: |
|
|
Как и ранее:
— срок следует считать со дня — в случае, если изменения в приглашение к участию в конкурентной процедуре закупки или документацию о закупке внесены в течение второй половины срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в открытом доступе в ИС «Тендеры» данных изменений до даты окончания срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок составлял не менее ½ первоначального срока <*> |
1.1. на участие в конкурсе и электронном аукционе <*> | Не менее 20 календарных дней
|
Не менее 10 рабочих дней | |
1.2. по другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок (в том числе предусмотренным для конкурса и электронного аукциона) | Не менее 5 календарных дней | Не менее 5 рабочих дней | |
Срок заключения договора на закупку <*> | Не ранее чем через 5 календарных дней | Не ранее чем через 5 рабочих дней | Как и ранее:
— в случае если стоимость закупки не превышает 3000 БВ на день принятия решения о выборе победителя, то заключить договор на закупку следует не ранее 3 рабочих дней; — срок следует считать после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки <*> |
Срок размещения сообщения о результате конкурентной процедуры закупки в ИС «Тендеры»<*> | В течение 5 календарных дней | В течение 5 рабочих дней | Как и ранее, срок следует считать после:
— заключения договора на закупку; — либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки <*> |
Размещение сведений о заключенных договорах
Скорректирован период размещения отчетности по заключенным договорам: с годичного на поквартальный. Таким образом, организация должна размещать в открытом доступе в ИС «Тендеры» не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения <*>:
— об общей стоимости договоров, заключенных в отчетном квартале по результатам проведенных процедур закупок за счет собственных средств по постановлению N 229. При этом ранее также требовалось указывать и сведения о количестве таких договоров. Сейчас это не требуется;
— стране происхождения приобретаемых в рамках таких договоров товаров (работ, услуг).
Перечень товаров, работ, услуг, на которые не распространяется постановление N 229
Данный перечень скорректировали и дополнили. Организации вправе не проводить процедуры закупок за счет собственных средств при приобретении <*>:
— произведенной пшеничной или ржаной муки у ОАО «Лидахлебопродукт», «Минский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Минскоблхлебопродукт» и других;
— работ в области технического нормирования и стандартизации, создания систем качества, обеспечения единства измерений, маркетинговых исследований, услуг по информационному обеспечению инвестиционной деятельности, включая проведение конференций, семинаров, у организаций, находящихся в их подчинении (входящих в состав), при соблюдении ряда условий.
В новой редакции изложены п. 61 и 62, которые с учетом изменений предусматривают закупки <*>:
— производимых товаров у ОАО «Борисовский авторемонтный завод», «Лакокраска», г. Лида, «ПРОМСВЯЗЬ» и других производителей;
— производимых товаров у ОАО «Бумажная фабрика «Спартак», «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои».
Вступление в силу изменений
Вышеуказанные изменения вступили в силу с 13.12.2020 <*>. При этом они не распространяются на закупки товаров (работ, услуг), если:
— процедуры закупок начаты;
— договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления в силу постановления N 717.
В таком случае следует применять постановление N 229 в предыдущей редакции <*>.
На заметку
Местным Советам депутатов рекомендовано привести в соответствие с принятыми изменениями НПА, определяющие порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств для субъектов с коммунальной формой собственности и юрлиц, имеющих более 25% акций (долей) в собственности административно-территориальных единиц <*>.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex