В целях совершенствования регулирования отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в текущих условиях принято постановление Совмина от 26.05.2022 N 337 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. N 229» (далее — постановление N 337). Рассмотрим ключевые изменения, которые оно предусматривает.

1. Ускорение проведения закупок

Минимально возможный срок для подготовки и подачи предложений сокращен до 5 календарных дней (вместо прежних 10 рабочих по конкурсам и электронным аукционам и 5 рабочих по иным конкурентным процедурам). Он исчисляется со дня размещения приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (абз. 10, 11 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337). Разумеется, организации, проводящие закупки (далее — заказчики), могут устанавливать большие сроки при необходимости.

Договор по результатам проведенной конкурентной процедуры закупки может быть заключен не ранее чем через 3 рабочих дня после выбора победителя независимо от стоимости закупки (абз. 24 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337). Ранее в случае закупки на сумму свыше 3000 БВ договор мог быть заключен не ранее чем через 5 рабочих дней.

Если участником-победителем по результатам проведения процедуры закупки выбран участник, с которым организацией ранее заключен договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), организация вправе заключить с таким участником-победителем договор в форме дополнительного соглашения к уже имеющемуся договору (абз. 25 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337). Отметим, что ранее после проведения процедуры закупки должен был заключаться новый договор.

Помимо сокращения сроков появилось больше случаев проведения процедуры закупки из одного источника. Заказчики вправе применить такую процедуру в случае приобретения продукции растениеводства у субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров (абз. 5 — 7 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337).

2. Больше гибкости для заказчиков

Заказчики получили возможность предусмотреть в документации на закупку право участников подать предложение на часть объема (количества) предмета процедуры закупки или часть объема (количества) лота. Это возможно будет сделать во всех конкурентных процедурах, кроме электронного аукциона (абз. 15 — 17 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337).

Ранее победителем конкурентной процедуры закупки признавался только один поставщик (подрядчик, исполнитель) и в случае, если в последующем он не мог исполнить договор, организация вынуждена была проводить новую процедуру закупки. Реализация предлагаемой меры призвана позволить обеспечить возможность оперативной замены поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если основным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства не смогут быть исполнены. Возможность подачи предложения на часть закупки будет не во всех закупках, а только если заказчик укажет такую возможность в документации на закупку.

Соответственно, предусмотрено, что часть объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) может быть признана несостоявшейся. И в случае, если повторное проведение конкурентной процедуры на такую часть является нецелесообразным, возможно проведение процедуры закупки из одного источника (абз. 3, 4 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337).

Кроме того, заказчики получили право признать победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в том числе в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, и заключить с ним договор, если его предложение соответствует требованиям документации о закупке. Это возможно будет сделать во всех конкурентных процедурах, кроме электронного аукциона (абз. 15, 16, 18 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337). Ранее, если для участия в конкурентной процедуре закупки было подано одно предложение, процедура закупки признавалась несостоявшейся и организация была вынуждена проводить либо повторную процедуру, либо закупку из одного источника, предварительно изучив конъюнктуру рынка. Отметим, что заказчик по-прежнему может принять решение о проведении повторной процедуры, если сочтет необходимым, поскольку определение единственного участника победителем — это право заказчика, а не обязанность.

Если единственный участник не является производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), то он может быть признан победителем при экономической нецелесообразности или невозможности закупки у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). Обоснование такой нецелесообразности или невозможности должно содержаться в протоколе комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок (абз. 21 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337).

Также заказчик получил право в случае, если участник-победитель уклонился от заключения договора, признать участником-победителем участника, предложению которого присвоен следующий по степени выгодности порядковый номер, или участника, сделавшего предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона (абз. 26 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337).

Скорректирован перечень товаров, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с Комиссией по вопросам промышленной политики. Из перечня исключены самоходные машины (код ОКРБ 007-2012 — 28.92.26.100) (подп. 1.3 п. 1 постановления N 337).

3. Меньше рисков для участников закупок

Заказчики в ряде случаев не будут размещать в открытом доступе сведения о наименовании и местонахождении участников закупок, в том числе участника-победителя. Данные сведения не будут размещаться, если участник заявит об этом (абз. 28, 29 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337). Например, это может быть указано в отдельном заявлении, оформленном в качестве приложения к предложению участника. Предполагается, что это позволит обезопасить поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от возможных вторичных санкций и, как следствие, расширить круг участников процедур закупок.

Меньше риска для участников попасть в реестр «недобросовестных» поставщиков. Включение в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, теперь не производится в отдельных случаях. Например, если участник уклоняется от заключения договора либо не исполняет (не надлежаще исполняет) договор в связи с изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20% по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем (в случае проведения электронного аукциона — на дату проведения торгов) либо на дату заключения договора на закупку в случае проведения процедуры закупки из одного источника (абз. 12, 13 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337).

4. Новые возможности и ограничения для управляющих организаций холдингов, госорганов, госорганизаций и гособъединений

Управляющие компании холдингов с участием государства получили право определить для дочерних компаний холдингов особенности закупок за счет собственных средств (абз. 36 — 39 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337). Они могут предусматривать (ч. 2 подп. 2.13 п. 2 постановления N 229):

— предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов;

— централизацию закупок товаров (работ, услуг).

При этом не допускается установление требований к осуществлению закупок за счет собственных средств, не предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совмина. Соответствующий запрет введен и для случаев установления особенностей госорганами (госорганизациями) для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций (абз. 40, 41 подп. 1.1 п. 1 постановления N 337).

Республиканским органам госуправления, иным госорганизациям, подчиненным Правительству, другим госорганам (организациям), гособъединениям, управляющим компаниям холдингов с участием государства следует обеспечить приведение своих правовых актов в соответствие с постановлением N 337.

5. Больше возможностей не проводить процедуры

Предоставлено право осуществления закупок без учета требований постановления N 229 следующих товаров (работ, услуг) (подп. 1.2 п. 1 постановления N 337):

— вторичных материальных ресурсов для собственного производства;

— услуг (работ), связанных с экспортом целлюлозы;

— до 01.01.2024 оборудования, инструментов, сырья, материалов и комплектующих для собственного производства по перечню таких товаров, согласованному с госорганом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится закупающая организация;

— заготовок карточек для эмиссии банковских платежных карточек платежной системы UnionPay International.

6. Больше закупок белорусских товаров

Установлена минимальная доля белорусских товаров в отношении холодильного оборудования, бытовой и промышленной химии, шприцов, используемых в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии (подп. 1.4 п. 1 постановления N 337). Отметим, что требования о минимальной доле коснутся таких товаров даже в случае, если они приобретаются на сумму до 1000 БВ по одной сделке. Страна происхождения для товаров подтверждается сертификатом продукции собственного производства, выданным БелТПП или ее унитарными предприятиями (либо его копией), или выпиской из Евразийского реестра промышленной продукции государств — членов ЕАЭС (ч. 3 подп. 2.19 п. 2 постановления N 229). При этом требования о минимальной доле таких товаров не затронут закупки, если договоры заключены или процедуры закупок начаты до 29.05.2022 (ч. 2 п. 4 постановления N 337).

Местным Советам депутатов рекомендовано привести в соответствие с указанными изменениями НПА, определяющие порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, гособъединениями и иными юрлицами с долей (акциями) в коммунальной собственности более 25% (п. 2 постановления N 337).

Постановление N 337 вступило в силу 29.05.2022.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex