Вещи служат нам или мы находимся в рабстве у вещей? Почему бабушкина швейная машинка работает до сих пор, а купленная 3–4 года назад уже сломалась и не подлежит ремонту? Давайте разберемся, почему вещи так быстро выходят из строя и что говорит по этому поводу законодательство разных стран.

Что такое запрограммированный износ товаров

Запланированный износ или планируемое устаревание товара — это неоправданно короткий срок службы такого товара. Товар быстро перестает работать, и покупатель вынужден приобретать новую вещь. Как правило, запланированный износ предусматривают в сложных товарах: автомобилях, мотоциклах, бытовой и офисной технике и т.п.

Чтобы обеспечить запланированный износ своих товаров производители прибегают к разным уловкам, например:

— используют детали, которые быстро выйдут из строя или не позволят товару работать. Например, одна японская компания устанавливала на картриджи для принтеров специальные чипы, которые не позволяют принтеру работать после того, как напечатано определенное количество страниц. Покупатель вынужден менять картридж на новый, хотя в старом еще не закончились чернила;

— применяют детали, которые невозможно отремонтировать или заменить. После поломки таких деталей владелец вещи вынужден выбрасывать ее и покупать новую;

— прекращают сервисное обслуживание «старых» моделей товара и/или производство запасных частей к ним;

— проводят рекламные кампании, направленные на то, чтобы убедить покупателя, что прошлогодняя модель товара морально устарела и владеть ей не престижно. А новая модель предназначена для более продвинутых, утонченных и т.п. пользователей. Яркий пример результата такой рекламы — огромные очереди за новыми моделями айфонов по всему миру.

Для чего нужен запланированный износ

Планируя быстрый износ своих товаров, производители хотят повысить спрос на них. Объем продаж увеличивается за счет более короткого срока службы вещей. Одним из первых планировать быстрый износ товаров начал картель крупнейших производителей электрических лампочек. Это произошло в 1924 г. Тогда выпускаемые картелем лампочки могли гореть по 2500 часов. Производители уменьшили срок службы лампочек до 1000 часов, тем самым увеличив их продажи.

В 30-х годах прошлого века в Америке практику запланированного износа стали использовать повсеместно для множества товаров. Считалось, что это поможет американской экономике выйти из депрессии. Например, компания General Motors ввела маркировку автомобилей по годам и внушала покупателям, что более новые модели лучше и престижнее. В результате General Motors удалось обогнать по продажам автомобилей компанию-конкурента Ford, которая такую стратегию не использовала.

Но не только экономическая выгода служит почвой для появления запланированного износа товаров, без психологии тоже не обошлось. Специалисты в этой области утверждают, что современного человека крупная покупка радует не больше года-двух. Потом старая вещь надоедает, даже если она исправна, и человек хочет заменить ее на новую, якобы более модную и престижную.

Что говорит закон

Законодательство стран Европы и США содержит нормы, направленные на защиту прав потребителей, в т.ч. и от запланированного износа товаров. Зачастую инициаторами принятия таких норм выступают экологические организации. Ведь выброшенная техника загрязняет окружающую среду, а для производства новой требуется все больше природных ресурсов. Так, в Германии законопроект о борьбе с запланированным износом товаров был подготовлен партией зеленых. Они предложили обязать производителей выпускать запасные части к технике, удешевлять ремонт, информировать потребителей о стоимости ремонта, его сложности, сроках прекращения выпуска запчастей и т.п.

Во Франции действует закон «О потреблении», который:

— запрещает производителям умышленно уменьшать срок службы товаров с целью увеличения продаж;

— обязывает производителей сообщать покупателем не только полную информацию о товаре, но и срок, в течение которого будут выпускаться запасные части к нему;

— устанавливает так называемый «срок правовой гарантии от скрытых дефектов». Этот срок не может быть меньше двух лет;

— устанавливает штрафы за использование запланированного износа. Размер таких штрафов — от 3 до 15 тыс. евро.

В США распространена практика, когда иски к недобросовестным производителям подает государство. Например, с компании Ford по такому иску был взыскан огромный штраф в размере 51 млн долл. США. Компания была наказана за то, что предоставила покупателям недостоверную информацию о качестве одной из моделей производимых автомобилей.

Российский закон «О защите конкуренции» прямо запрещает производителям вводить покупателей в заблуждение. Так, покупатель должен получить достоверную информацию о качестве и потребительских свойствах товара, его назначении, способах и условиях применения, результатах от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

В нашей стране права покупателей защищает закон «О защите прав потребителей», который, в частности, устанавливает:

— к кому может обратиться покупатель: продавцу, поставщику, изготовителю товара;

— что может требовать покупатель, если товар оказался некачественным. Например, заменить товар на качественный или устранить его недостатки;

— срок, в который покупатель вправе предъявлять свои требования. Например, претензии в отношении бытовой техники можно предъявить в течение двух лет, даже если на такую технику установлен гарантийный срок меньше двух лет;

— обязанность продавца/поставщика/изготовителя провести за свой счет экспертизу товара, если между ним и покупателем возник спор о том, есть ли у товара недостатки.

Белорусский закон также предусматривает, что в суд с иском о защите прав покупателя может обратиться исполком или общественная организация. Если такой иск будет удовлетворен, то с продавца/поставщика/изготовителя взыщут штраф в бюджет. Размер штрафа равен сумме, которая присуждена покупателю судом.

Таким образом, законодательство большинства развитых стран защищает права покупателей и борется с необоснованно быстрыми сроками износа товаров. Однако, по мнению автора, этого недостаточно. Если общество осознанно не откажется от чрезмерного потребления, то производителям будет выгодно выпускать товары с коротким сроком службы. И мы все больше будем становиться рабами вещей.