С 1 июля 2020 г. вступил в силу Указ N 16, пришедший на смену Указу N 313, который регулирует отношения в сфере обращения с отходами товаров и упаковки, в том числе в части выполнения производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — обязанность).

В целях реализации Указа N 16 Совмин принял постановление N 388. Оно, в частности, установило новую форму информации о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — отчет) и утвердило Положение о порядке и сроках предоставления информации о выполнении в отчетный период обязанности.

С введением норм Указа N 16 производители и поставщики должны представлять отчет с указанием в том числе сведений по товарам и упаковке, освобождаемых от обязанности, с указанием соответствующих оснований <*>.

В новой форме предусмотрено два новых раздела:

— раздел III, в котором отражаются сведения об обстоятельствах, повлекших освобождение от обязанности;

— раздел IV, где указываются сведения о подлежащей возврату сумме платы за предшествующие отчетные периоды.

Важным отличием Указа N 16 от Указа N 313 является то, что с 1 июля 2020 г. независимо от наличия или отсутствия оснований для освобождения от обязанности обеспечивать сбор отходов товаров и упаковки отчет должны представлять все производители и поставщики, осуществляющие ввоз и (или) производство товаров и упаковки из приложения 4 к постановлению N 388 <*>.

Рассмотрим примеры и основные моменты, касающиеся вопросов по заполнению отчета.

Алина Ивановская

ведущий специалист ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»


Вопрос 1: Согласно п. 3 Положения о порядке расчета платы к постановлению N 388 расчет производят по каждому виду товаров и упаковки, в отношении которых возникла обязанность по обеспечению сбора отходов в соответствии с Указом N 16. Что подразумевается под видом товаров — группа или подгруппа товаров? Например, расчет платы следует производить по группе товаров, классифицируемых по коду 3922, или по каждой подгруппе товаров из группы 3922 (например, 3922 10 000 0, 3922 20 000 0 и т.д.)?

При заполнении раздела I отчета в графе 1 указывается код товара и упаковки ТН ВЭД ЕАЭС.

При заполнении информации в отношении ввезенного и произведенного товара, произведенной упаковки и упаковки, которая ввезена в качестве товара, в отчете необходимо указать полный код товара (10 цифр). При этом в отношении упаковки, в которой был ввезен товар, достаточно будет указать только группу из перечня.

Так, например, при заполнении отчета правильно будет указать коды ТН ВЭД ЕАЭС:

8418 10 200 1 при ввозе холодильника бытового;

4819 10 000 0 при ввозе ящика из гофрированного картона (ввезенного в качестве товара);

3923 при ввозе напитков в ПЭТ-бутылке.

Вопрос 2: Торговая организация в текущем квартале ввезла товары, указанные в приложении 4 к постановлению N 388, для реализации в Республике Беларусь. Размер платы за отходы данных товаров установлен в процентах от их стоимости. Часть товаров оказалась ненадлежащего качества и в этом же квартале на основании согласованной сторонами договора претензии возвращена поставщику. Как в разделе I отчета Оператору отразить количество и стоимость возвращенных товаров — в графах 3 и 4 со знаком “минус” или в графах 5 и 6?

Пример заполнения отчета в случае возникновения обязанности и оснований для освобождения от нее в одном отчетном периоде.

В III квартале текущего года организация ввезла из России 100 ед. одинаковых принтеров (код ТН ВЭД 8443 32 910 1) для реализации на территории Республики Беларусь. Стоимость товаров согласно внешнеторговому договору в пересчете на белорусские рубли на дату принятия принтеров к учету составляет 30 000 руб., цена за единицу — 300 руб., масса единицы — 4 кг (условно). Каждый принтер был упакован в картонную коробку весом 0,2 кг.

Из 100 ед. принтеров 40 оказались ненадлежащего качества и в этом же квартале возвращены поставщику (вывезены за пределы Республики Беларусь).

Дата возникновения обязанности по Указу N 16 в отношении всех ввезенных принтеров (100 ед.) приходится на III квартал. Но в отношении экспортированных в этом же квартале принтеров (40 ед.) организация вправе применить освобождение <*>.

В данном случае при заполнении раздела I отчета в графах:

3 и 4 — необходимо отразить сведения о всех 100 ед. ввезенных принтеров — 0,4 т и 30 000 руб. соответственно;

5 и 6 — сведения о 40 ед. экспортированных принтеров — 0,16 т и 12 000 руб. соответственно;

7 и 8 — сведения определяются как разница значений, указанных в графах 3 и 5, 6 и 4 соответственно. Разница данных значений (0,24 т и 18 000 руб.) и будет являться количеством товаров, в отношении которых в отчетном квартале возникла обязанность;

9 — указывается установленный на дату возникновения обязанности размер платы, утвержденный Советом Министров. В рассматриваемом случае 3%;

10 — указывается сумма платы, подлежащая внесению на специальный счет Оператора, — 540 руб. (18 000 руб. x 3%).

При этом дополнительно в разделе III отчета указываются сведения об обстоятельствах, повлекших освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов в отношении 40 ед. принтеров. В рассматриваемом случае необходимо указать льготу — товар вывезен с территории Республики Беларусь.

Аналогично заполняется отдельной строкой информация по картонной упаковке ввезенных принтеров. При этом графы 4, 6 и 8 могут не заполняться (для товаров и упаковки, в отношении которых размер платы установлен в рублях, а не в процентах от стоимости).

Пример заполнения отчета <*>.