Гаврильчик Инна Анатольевна,
начальник управления защиты прав потребителей
и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования
и торговли Республики Беларусь
Полуян Дина Ивановна,
заместитель начальника отдела по защите прав потребителей
управления защиты прав потребителей и контроля
за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

ООО «ЮрСпектр» при участии представителей МАРТ 20.07.2022 был проведен круглый стол на тему защиты прав потребителей при осуществлении торговли через интернет-магазин. В рамках мероприятия были даны разъяснения и рекомендации по сложным ситуациям, возникающим на практике. В частности, подробно рассмотрено, какая обязательная информация и как должна быть размещена на сайте интернет-магазина. Также спикеры ответили на ряд вопросов участников мероприятия.

1. Обязательная информация на главной странице сайта интернет-магазина

Представители МАРТ подробно рассказали, какая информация должна быть размещена на главной странице сайта интернет-магазина. Итак, к такой информации относится (ч. 1 п. 7 Правил дистанционной торговли, ч. 5 п. 7 и ч. 1 п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров):

1) полное наименование и место нахождения юрлица либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства ИП;

Обратите внимание!
На сайте интернет-магазина должен быть указан именно юридический адрес юрлица или место жительства ИП. Почтовый адрес юрлица или адрес торговой точки можно указать дополнительно.

2) информация о госрегистрации юрлица, ИП. К данной информации относится:

учетный номер налогоплательщика;

наименование местного исполнительного и распорядительного органа, осуществившего регистрацию юрлица, ИП;

дату регистрации, т.е. дату выдачи свидетельства о государственной регистрации;

3) номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Представители МАРТ пояснили, что если на электронный адрес продавца и (или) уполномоченного им лица поступают претензии от покупателей (например, в отношении качества, приобретенного им товара у продавца и др.), т.е. предъявляемые покупателями на основании Закона о защите прав потребителей, то такие обращения должны рассматриваться продавцом в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей субъекты хозяйствования, являющиеся продавцами, обязаны рассматривать претензии потребителей и принимать меры в установленные Законом о защите прав потребителей сроки.

Примечание
Так, например, в случае приобретения потребителем товара ненадлежащего качества на основании ст. 20 Закона о защите прав потребителей он имеет право предъявить претензию продавцу товара о расторжении договора розничной купли-продажи. Такие требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно (п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей). В случае если удовлетворить требования потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы — 14 дней.
МАРТ рекомендует направлять претензии в письменном виде или оставлять запись в книге замечаний и предложений, которая должна быть выдана потребителю по первому требованию.

Таким образом, на претензии, предъявленные потребителями в отношении качества товара на основании норм Закона о защите прав потребителей, действие Закона об обращениях граждан и юридических лиц не распространяется;

Обратите внимание!
Электронные обращения подаются в порядке, установленном ст. 25 Закона об обращениях граждан и юридических лиц (ч. 4 п. 1 ст. 10 Закона об обращениях граждан и юридических лиц). Электронные обращения, поступившие в организации, не являющиеся государственными органами и государственными организациями, не рассматриваются, если иной порядок работы с такими обращениями не определен руководителем организации (вышестоящей организации) (ч. 4 п. 1 ст. 25 Закона об обращениях граждан и юридических лиц).
Согласно ст. 13 и 14 Закона об обращениях граждан и юридических лиц субъекты хозяйствования, не являющиеся государственными органами и иными государственными организациями, обязаны принимать письменные обращения, регистрировать их, рассматривать по существу и направлять заявителям ответы на них в установленные законодательством сроки. 

4) номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту госрегистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юрлиц.

Например, если продавец зарегистрирован в администрации Советского района города Минска, то необходимо разместить контактные данные уполномоченных работников данной администрации. Дополнительно он также может разместить контактные данные уполномоченных работников Мингорисполкома;

5) режим работы. Это период времени, когда интернет-магазин принимает заказы и осуществляет их доставку;

6) способы оплаты товаров и их доставки. Спикеры пояснили, что на главной странице сайта интернет-магазина можно отразить информацию кратко. Например, указать, что оплата осуществляется в наличном и безналичном порядке. На практике ряд интернет-магазинов дополнительно размещает виды пластиковых банковских карт, которые принимаются к оплате (Visa, Белкарт и т.д.). Подробно описать способы оплаты можно в специальном разделе;

7) дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр. Представители МАРТ обратили внимание на то, что данная дата должна соответствовать дате, указанной непосредственно в Торговом реестре. Указывать дату подачи заявления о включении сведений в Торговый реестр не корректно. Она может не совпадать с реальной датой включения сведений в Торговый реестр. Это связано с тем, что внесение сведений в Торговый реестр является административной процедурой, которая проводится в течение 3 рабочих дней (подп. 8.9.1 п. 8.9 Единого перечня N 548).

Кроме перечисленной выше информации на сайте интернет-магазина, но необязательно на главной странице, надо разместить образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств (кассовый чек) (ч. 2 п. 7 Правил дистанционной торговли). Как правило, на практике такая информация размещается в разделе «Оплата».