С 3 августа 2018 года будет формализован порядок рассмотрения заявлений об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства. Сейчас такие заявления рассматриваются по общим правилам для обращений граждан и юрлиц с учетом особенностей, предусмотренных ведомственным нормативным правовым актом <*>.

Для заявителя

1. В заявлении необходимо будет указать следующие обязательные сведения <*>:

– сведения о заявителе. Юрлицам и ИП нужно будет указывать, в частности, сведения о госрегистрации, информацию об основных видах деятельности, изготавливаемых (производимых) и (или) реализуемых товарах, географических границах деятельности;

– имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление о нарушении;

– описание признаков нарушения антимонопольного законодательства;

– существо требований заявителя;

– перечень прилагаемых доказательств (при их наличии).

Доказательства, переданные на иностранном языке, следует представлять с заверенным переводом.

Отсутствие подобных требований к заявлению в настоящий момент сказывается на нагрузке МАРТ: приходится рассматривать заявления общего характера без конкретных указаний на факты ненадлежащего поведения.

2. Обратиться в МАРТ можно будет в течение 3 лет со дня совершения действия (бездействия), которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства. Если нарушение длящееся – в течение 3 лет со дня их обнаружения либо прекращения в случае, когда такое нарушение антимонопольного законодательства было прекращено до его обнаружения.

Истечение срока для обращения с заявлением – основание для оставления его без рассмотрения по существу. Восстановление данного срока не предусмотрено.

3. Срок рассмотрения заявления увеличится по общему правилу с 15 дней <*> до 3 месяцев <*>. Кроме того, МАРТ получит право его продлить, например, если необходимо получить дополнительную информацию в сроки, превышающие 3 месяца. Рассмотрение обращения МАРТ вправе будет в определенных случаях приостановить и прекратить <*>.

Для нарушителей

Расширится перечень мер, применяемых МАРТ к лицам, в отношении которых подано заявление о нарушении, в связи с рассмотрением заявления об установлении фактов наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства. Помимо предписаний могут быть выданы предупреждения (основные отличия представлены в таблице).

Предупреждение <*> Предписание <*>
Основания выдачи
Выявление признаков нарушения отдельных запретов на злоупотребление доминирующим положением <*>, признаков нарушения запретов на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия госорганов <*> Установление решением МАРТ факта нарушения антимонопольного законодательства. Ограничений по видам нарушений не предусмотрено
Когда может быть выдано
До принятия решения об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства По результатам рассмотрения заявления о нарушении на основании решения об установлении факта наличия нарушения антимонопольного законодательства
Содержание
1. Основания для выдачи.

2. Нормы антимонопольного законодательства, признаки нарушения которых выявлены.

3. Перечень действий, которые необходимо совершить.

4. Разумный срок их выполнения

1. Наименование хозяйствующего субъекта, в отношении которого выносится предписание.

2. Описание факта нарушения с указанием нарушенных норм.

3. Действия, которые нужно совершить либо от совершения которых воздержаться.

4. Срок исполнения предписания.

5. Порядок и срок представления информации об исполнении предписания.

6. Порядок обжалования предписания

Если будет выполнено своевременно и полностью
МАРТ может прекратить рассматривать заявление о нарушении в связи с его устранением <*> Специальных последствий не предусмотрено
Если не будет выполнено своевременно и полностью
МАРТ продолжит рассматривать заявление о нарушении и примет решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства. В дальнейшем может быть вынесено предписание <*> Штраф от 20 до 100 БВ <*>. При повторном невыполнении в течение года после наложения административного взыскания за это же нарушение –  штраф до 5000 БВ или иное наказание вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет <*>

 От предупреждения нужно отличать предостережение, право его выдачи также получит МАРТ <*>. Предостережение может быть выдано в случае публичных заявлений должностных лиц госорганов и топ-менеджеров компаний о планируемом поведении на товарном рынке либо иных действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Предостережение не будет связано с рассмотрением заявления об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства. В отличие от предписаний и предупреждений оно не будет содержать обязательных требований, а лишь указывать на нормы, которые могут быть нарушены при выполнении заявленных планов.

Предостережение активно применяется в практике Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС). Например, в 2017 г. ФАС вынесла предостережение руководителю Росздравнадзора за публичное заявление о необходимости ужесточения контроля негосударственных медицинских организаций.

В 2018 г. ФАС предостерегла коммерческого директора ООО «Руссоль» в связи с его публичным заявлением в статье, опубликованной в газете «Известия», о повышении цен поставщиками соли.

Обратите внимание!
В решении по результатам рассмотрения заявления будут содержаться выводы о наличии либо отсутствии оснований для направления материалов в правоохранительные органы, начала административного процесса, обращения с иском в суд. Соответствующая информация будет отражена в решении <*>. В части административной и уголовной ответственности за антимонопольные нарушения изменений не содержится.

Для всех

1. Заявитель, лицо, в отношении которого подано заявление, иные лица, если их интересы затрагиваются, получат право <*>:

– знакомиться с содержанием заявления о нарушении и доказательствами (за исключением составляющих коммерческую, иную охраняемую законом тайну);

– делать выписки из них, представлять доказательства;

– заявлять ходатайства;

– знакомиться с ходатайствами других лиц;

– возражать против ходатайств других лиц;

– давать пояснения в письменной и (или) устной форме.

2. Решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства можно будет обжаловать в суд в течение 30 календарных дней со дня его принятия.

3. Вводится возможность пересмотра решения МАРТ по вновь открывшимся обстоятельствам по следующим основаниям:

– выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент принятия указанного решения, но имеют существенное значение для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства;

– недостоверность, неправильный перевод доказательств, на основании которых было принято решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.

Ходатайство о пересмотре может быть заявлено в МАРТ в течение 3 месяцев со дня, когда лица, обладающие правом заявить ходатайство, узнали или должны были узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра.