С 3 августа 2018 года будет формализован порядок рассмотрения заявлений об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства. Сейчас такие заявления рассматриваются по общим правилам для обращений граждан и юрлиц с учетом особенностей, предусмотренных ведомственным нормативным правовым актом <*>.
Для заявителя
1. В заявлении необходимо будет указать следующие обязательные сведения <*>:
– сведения о заявителе. Юрлицам и ИП нужно будет указывать, в частности, сведения о госрегистрации, информацию об основных видах деятельности, изготавливаемых (производимых) и (или) реализуемых товарах, географических границах деятельности;
– имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление о нарушении;
– описание признаков нарушения антимонопольного законодательства;
– существо требований заявителя;
– перечень прилагаемых доказательств (при их наличии).
Доказательства, переданные на иностранном языке, следует представлять с заверенным переводом.
Отсутствие подобных требований к заявлению в настоящий момент сказывается на нагрузке МАРТ: приходится рассматривать заявления общего характера без конкретных указаний на факты ненадлежащего поведения.
2. Обратиться в МАРТ можно будет в течение 3 лет со дня совершения действия (бездействия), которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства. Если нарушение длящееся – в течение 3 лет со дня их обнаружения либо прекращения в случае, когда такое нарушение антимонопольного законодательства было прекращено до его обнаружения.
Истечение срока для обращения с заявлением – основание для оставления его без рассмотрения по существу. Восстановление данного срока не предусмотрено.
3. Срок рассмотрения заявления увеличится по общему правилу с 15 дней <*> до 3 месяцев <*>. Кроме того, МАРТ получит право его продлить, например, если необходимо получить дополнительную информацию в сроки, превышающие 3 месяца. Рассмотрение обращения МАРТ вправе будет в определенных случаях приостановить и прекратить <*>.
Для нарушителей
Расширится перечень мер, применяемых МАРТ к лицам, в отношении которых подано заявление о нарушении, в связи с рассмотрением заявления об установлении фактов наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства. Помимо предписаний могут быть выданы предупреждения (основные отличия представлены в таблице).
Предупреждение <*> | Предписание <*> |
Основания выдачи | |
Выявление признаков нарушения отдельных запретов на злоупотребление доминирующим положением <*>, признаков нарушения запретов на ограничивающие конкуренцию акты законодательства, иные правовые акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия госорганов <*> | Установление решением МАРТ факта нарушения антимонопольного законодательства. Ограничений по видам нарушений не предусмотрено |
Когда может быть выдано | |
До принятия решения об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства | По результатам рассмотрения заявления о нарушении на основании решения об установлении факта наличия нарушения антимонопольного законодательства |
Содержание | |
1. Основания для выдачи.
2. Нормы антимонопольного законодательства, признаки нарушения которых выявлены. 3. Перечень действий, которые необходимо совершить. 4. Разумный срок их выполнения |
1. Наименование хозяйствующего субъекта, в отношении которого выносится предписание.
2. Описание факта нарушения с указанием нарушенных норм. 3. Действия, которые нужно совершить либо от совершения которых воздержаться. 4. Срок исполнения предписания. 5. Порядок и срок представления информации об исполнении предписания. 6. Порядок обжалования предписания |
Если будет выполнено своевременно и полностью | |
МАРТ может прекратить рассматривать заявление о нарушении в связи с его устранением <*> | Специальных последствий не предусмотрено |
Если не будет выполнено своевременно и полностью | |
МАРТ продолжит рассматривать заявление о нарушении и примет решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства. В дальнейшем может быть вынесено предписание <*> | Штраф от 20 до 100 БВ <*>. При повторном невыполнении в течение года после наложения административного взыскания за это же нарушение – штраф до 5000 БВ или иное наказание вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет <*> |
От предупреждения нужно отличать предостережение, право его выдачи также получит МАРТ <*>. Предостережение может быть выдано в случае публичных заявлений должностных лиц госорганов и топ-менеджеров компаний о планируемом поведении на товарном рынке либо иных действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Предостережение не будет связано с рассмотрением заявления об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства. В отличие от предписаний и предупреждений оно не будет содержать обязательных требований, а лишь указывать на нормы, которые могут быть нарушены при выполнении заявленных планов.
Предостережение активно применяется в практике Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС). Например, в 2017 г. ФАС вынесла предостережение руководителю Росздравнадзора за публичное заявление о необходимости ужесточения контроля негосударственных медицинских организаций.
В 2018 г. ФАС предостерегла коммерческого директора ООО «Руссоль» в связи с его публичным заявлением в статье, опубликованной в газете «Известия», о повышении цен поставщиками соли.
Обратите внимание!
В решении по результатам рассмотрения заявления будут содержаться выводы о наличии либо отсутствии оснований для направления материалов в правоохранительные органы, начала административного процесса, обращения с иском в суд. Соответствующая информация будет отражена в решении <*>. В части административной и уголовной ответственности за антимонопольные нарушения изменений не содержится.
Для всех
1. Заявитель, лицо, в отношении которого подано заявление, иные лица, если их интересы затрагиваются, получат право <*>:
– знакомиться с содержанием заявления о нарушении и доказательствами (за исключением составляющих коммерческую, иную охраняемую законом тайну);
– делать выписки из них, представлять доказательства;
– заявлять ходатайства;
– знакомиться с ходатайствами других лиц;
– возражать против ходатайств других лиц;
– давать пояснения в письменной и (или) устной форме.
2. Решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства можно будет обжаловать в суд в течение 30 календарных дней со дня его принятия.
3. Вводится возможность пересмотра решения МАРТ по вновь открывшимся обстоятельствам по следующим основаниям:
– выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент принятия указанного решения, но имеют существенное значение для установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства;
– недостоверность, неправильный перевод доказательств, на основании которых было принято решение об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.
Ходатайство о пересмотре может быть заявлено в МАРТ в течение 3 месяцев со дня, когда лица, обладающие правом заявить ходатайство, узнали или должны были узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра.